В Ялте вновь заговорили о "России" - гостинице, построенной здесь 125 лет назад "Обществом для содействия к распространению удобств жизни в г. Ялте". За неполные два года архитектор А.Винберг осуществил постройку этой комфортабельной гостиницы, все удобства которой соответствовали европейским стандартам. Перед гостиницей - старый тенистый парк, вблизи моря большая площадка, на которой до глубокой осени играли оркестры.
Управляла гостиницей Софья Владимировна Фортунато, дочь известного русского художественного критика Владимира Васильевича Стасова. Уже через год после открытия отеля в нем останавливается тяжелобольной Николай Алексеевич Некрасов. Поэт занимает в гостинице номер 68, а Боткин - его лечащий врач - поселяется в 1-м. В "России" Некрасов пишет четвертую часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" - "Пир на весь мир", посвященную Боткину, стихотворение "Утомилась моя муза задорная..." В гостиницу к Некрасову полетели письма из Петербурга. Писал издатель "Отечественных записок" Краевский, писатели Салтыков-Щедрин, Елисеева. В сентябре 1879 года в "России" живет Мусоргский, совершавший вместе с певицей Леоновой концертную поездку по югу России. В гостинице, в лучшем городском зале, состоялся концерт композитора. Летом 1881 года в "России" вместе с семьей остановился Римский-Корсаков - в том же зале он исполнил отрывки из своей новой оперы "Снегурочка". А через несколько лет на глазах отца буквально растаяла дочь Маша Корсакова, которую он похоронил в Ялте и больше уже никогда не возвращался сюда. В 1894-м в 39-м номере "России" остановился Антон Чехов. Здесь он пишет свой любимый рассказ "Студент".
Из сообщений газеты "Ялта" за лето 1896 года известно, что в "России" останавливались крупнейший русский металлург Поленов, петербургский юрист Рерих со своим сыном, студентом петербургского университета и Академии художеств, будущим ученым, мыслителем, художником Николаем Рерихом. Летом 1897 и 1898 годов и весной 1899-го здесь останавливались актриса Мария Ермолова, художник Михаил Нестеров... Весной 1900 года в гостинице оказался почти весь МХТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко. "Художественники" привезли показать больному Чехову его "Чайку" и "Дядю Ваню". Тем необычным гастролям МХАТа в эту весну минуло 100 лет. Тогда за театром в Ялту потянулась почти вся культурная Россия: Горький, Бунин, Рахманинов, Леонид Андреев, Куприн. Культурная Россия конца века и начала другого собралась возле Чехова...
Список жильцов начала XX века не менее интересен: оперная певица петербургского театра Мравина, Северянин, Маяковский... Последний пишет в гостинице "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" и дописывает поэму "Хорошо".
Гостиница "Россия" перестала существовать в начале тридцатых, уступив место бесконечной веренице пансионов, санаториев и общежитий. В семидесятые годы здание вновь стало гостиницей, на сей раз "Тавридой". Вскоре на старом фасаде появилась мемориальная доска. На ней был означен далеко не полный список имен, не все, останавливавшиеся здесь, были допущены к публичной огласке. Вскоре рядом с мемориальной появилась и охранительная доска, грозившая, что порча здания карается законом. К сожалению, доски не смогли удержать обороны. Здание продолжали нещадно эксплуатировать, и оно становилось все более ветхим.
В одну из летних ночей 1995 года в нем случился пожар. Слухи ходили разные. Старое здание как памятник культуры по сути уже другого государства является лишь помехой при новой застройке на набережной. Экономическая и нравственная разруха поставила памятники нашего отечества на территории Крыма в катастрофическое положение. Чаще всего они стали оставаться один на один со своими криминальными "почитателями", у которых своя оценка, а вернее, переоценка ценностей. Многие из них просто сгорают от желания обустроить их на свой вкус.
К "России" давно подбирались. Не случайно в Ялте несколько лет назад ходило по рукам воззвание, написанное представителями местной интеллигенции. Говорили о недопустимости ведения на памятнике каких-либо строительных работ, кроме реставрационно-восстановительных.
То, чего опасались более всего, сегодня может стать реальностью. Уже имеются планы замены старого здания новым - "Президент-отелем". Ялте, правда, не привыкать до смешного легко расставаться со своим прошлым. Давно исчезли из центра города гостиницы "Санкт-Петербург", "Джалита", "Франция". Последний приют Анны Григорьевны Достоевской, умершей здесь летом 1918 года, гостиница "Франция", полуразрушенная во время Великой Отечественной войны, как и гостиница "Санкт-Петербург", восстановлению не подлежали. Их разбирали, а камни сбрасывали в море. А ведь именно эти старые здания хранили тот самый "дух местности", который является частью духовной памяти России.
"...В ту ночь мы были еще молоды, были далеки от сдержанности, как-то внезапно сблизились, чуть не с первых слов, которыми мы обменялись в большом обществе, собравшемся, уже не помню почему, на веселый ужин в лучшей ялтинской гостинице "Россия", - напишет из эмиграции Иван Бунин. С ялтинской "Россией" к нему вернется память о Родине, о молодости, о начале дружбы с Сергеем Рахманиновым...
Иногда кажется, что самое понятие Родины сегодня исчезает из сознания. Его заменяют Содружеством Независимых Государств. Государственные отношения между Россией и Украиной, кажется, сведены сегодня к одному: к газовой трубе. Но пренебрежение прошлым чувствуется не только со стороны Украины. Увы, в Крыму это пренебрежение ощущают прежде всего со стороны России, у которой нет четкой программы относительно судьбы памятников русской культуры в ближнем зарубежье. Ближнее зарубежье для нынешней России становится все более дальним.
P.S. На одной из старых гостиниц в Ницце висят две мемориальные доски - на одной из них сообщается, что в гостинице останавливался Антон Чехов, на другой, что ее постояльцем был Владимир Ленин.
Ялта-Москва