В ПОСЛЕДНИХ числах октября в консерватории прошли концерты, посвященные десятилетию камерного оркестра "Гнесинские виртуозы" Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.
Юбилей, как известно, дело нешуточное. Так и жди хлопот, суеты и непредвиденных затруднений. Не обошлось без неожиданностей и во время празднования юбилея оркестра музыкальной школы имени Гнесиных. Этот коллектив был создан из лучших учеников школы разного возраста пианистом Михаилом Хохловым, который стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра. Несмотря на постоянное обновление состава, "Гнесинские виртуозы" остаются одним из лучших молодежных оркестров России. С "Гнесинскими виртуозами" выступали Виктор Третьяков, Наум Штаркман, Александр Рудин. Оркестр недавно с успехом гастролировал в Японии, юные музыканты записывают уже восьмой компакт-диск и собираются в декабре на гастроли в Испанию.
Первый из юбилейных концертов слушатели ждали с особым нетерпением: в этот день солистами оркестра были Юрий Башмет (на прошлой неделе награжденный орденом "За заслуги перед Итальянской республикой" в степени Командора"), Татьяна Гринденко и камерный оркестр "Солисты Москвы". Маэстро Башмет, сказавший на пресс-конференции, что "концерт с молодыми музыкантами доставит ему огромное удовольствие", как обычно, выступал в двух ипостасях: солиста и дирижера. Сначала он покорил аудиторию виртуозным исполнением "Траурной музыки" Хиндемита, затем закрепил успех первого отделения, дирижируя Симфонией # 3 Шуберта. Выступая вместе с "Солистами Москвы", "Гнесинские виртуозы" старались соответствовать уровню исполнения своих коллег. Молодые музыканты поражали слушателей искренним энтузиазмом и свежестью восприятия. Башмет дирижировал более эмоционально, чем обычно, заботясь о слаженности звучания двух коллективов.
Сюрпризом, разрушившим чинные рамки юбилейного концерта, стало исполнение опуса Владимира Мартынова "Листок из альбома". Прошло более двадцати лет, прежде чем это произведение, написанное в 1976 году, прозвучало в Большом зале консерватории. Композитор называет исполнение "Листка из альбома" акцией и всякий раз создает новую, измененную версию опуса. На этот раз структурной основой "Листка из альбома" стал диалог Татьяны Гринденко (скрипка) и Юрия Башмета (альт), а также двух оркестров, сидящих на противоположных концах сцены.
Мелодия в сочинениях композиторов-минималистов длится, пока не исчерпается эмоциональное переживание сочинителя, а впечатление аудитории для них - дело десятое. Поэтому после длинного фортепьянного соло Михаила Хохлова некоторые слушатели ушли. И напрасно! Тем, кто остался, уходить уже не хотелось. К пианисту присоединился вдохновенный дуэт скрипки и альта, вступили оркестры, партия ударных, и зазвучала динамичная музыка, наполненная внутренним пульсирующим ритмом. Акцию прервал композитор, который неожиданно вышел из зрительного зала и разорвал лежавший на пюпитре лист партитуры. По словам Мартынова, "Листок из альбома" служит наглядным воплощением концепции о конце времени композиторов, исполнителей и порочности всякой концертной деятельности. Однако (видимо, чтобы слушатели не совсем поверили в окончание времени исполнителей) музыканты в финале дважды исполнили на бис танго Пьяццолы, с восторгом встреченное публикой.
Атмосфера второго вечера была гораздо менее торжественной, но его неформальность не помешала слушателям насладиться музыкой. "Гнесинские виртуозы" проявили себя с самой лучшей стороны. Оркестр под управлением Михаила Хохлова звучал профессионально и слаженно. Дирижерская манера Хохлова подчеркивала сильные стороны коллектива. Программа концерта состояла из сочинений Гайдна, Моцарта, Чайковского и Паганини, которые не каждый "взрослый" оркестр отважится исполнить за один вечер. Солистами второго концерта были выпускники и учащиеся Гнесинской школы, лауреаты международных конкурсов Константин Лившиц, Елена Ревич, Борис Андрианов, Дмитрий Булгаков, Игорь Федоров, Ярослав Костыркин и Андрей Дойников, подтвердившие высокий уровень музыкантов и аlma mater. Сыгранные "Гнесинскими виртуозами" 6 пьес Чайковского из "Детского альбома" совершенством исполнения и отточенностью формы напоминали живописные миниатюры. Восторг публики вызвал Андрей Дойников, артистично исполнивший на ксилофоне переложение "La Campanella" Паганини.