ЭНКИ и Нинмах, боги Шумера, из глины лепили первых людей. Так говорит миф. Китайцев и египтян создали из того же материала. Дело было давно, в мифическом времени. Гор Чахал работает с глиной сегодня. Он оживляет своих человечков с помощью компьютера. В пламенеющих фигурах из его инсталляций нельзя узнать глиняные модели, как и в живом человеке не узнать кусков мертвой материи. Фигурки сфотографированы Чахалом и превращены в огненных танцоров. В галерее "Файн арт" проходит выставка Гора Чахала "Радость".
Гор Чахал создал сагу о людях огня. Эти изображения - отличный пример удачно сконструированной картины, которая выглядит не менее достоверно, чем Дантов ад. "Огненные" серии, которыми в последние годы занимается Гор Чахал, связывают воедино его персональный миф с его художественной практикой. Гор Чахал ведет себя как последний романтический забияка и выглядит как врубелевский демон (он даже отыграл этот свой образ в кино). Демон, который закончил МИФИ с отличием.
Байки об иллюзиях сопровождают живопись с ее начала. Из древней Греции дошел до нас спор художников, которые создали картины, затмившие реальность: Зевксис написал виноградную ветвь так, что птицы слетелись ее клевать, а сам был обманут соперником и попытался отдернуть занавес, нарисованный Паррасием. С появлением фотографии древний спор был решен: на хорошем снимке человек выглядит как живой. Именно это рождает доверие. Именно это вызвало кризис живописи. Фото постепенно заменило реальность. Мы узнаем о мире по фотографиям.
Компьютер - универсальный смеситель образов. Цифровые технологии запускают новый механизм по производству иллюзий. В основе - снимок мертвых глиняных человечков. Но они так преображены, что компьютерный принт выглядит групповым портретом живых огненных существ. Эта иллюзия поражает правдоподобием, потому что достоверность фотографии соединена с возможностями живописи по преображению исходного материала. Результат - достоверный портрет архаического мифа о сотворении. Или мифа о бездне?
"Радость" (2000) - одна из огненных серий Чахала. Загоревшийся "Танец" Матисса, пламенеющая ода Бетховена. Герои сотканы из языков пламени. Они живут в непроглядной тьме. Это яркий образ бездны.
Цифровые художники часто заглядывают в архаические миры. Недостижимое равновесие между "иллюзией" и "реальностью" мифа - проблема живописи. Либо миф выглядит салонной картинкой (у академистов), либо его герои на людей не похожи (у модернистов). Новый способ производства искусства позволяет совместить одно с другим: пламенеющие герои похожи на людей, и в то же время само пространство остается мифическим. Новый образ человека целиком, но его детали - реальны как никогда. Так искусство с новыми технологиями решает старые проблемы.
"Танец" Матисса был написан больше 90 лет назад. Голые люди пляшут в одном хороводе. Фон - тревожный. Сергей Щукин приобрел у художника 38 полотен. "Танец" и "Музыка" - заказные панно для щукинского особняка. Сегодня "Танец" хранится в Эрмитаже. Андре-Марк Делок-Фурко - внук коллекционера Сергея Щукина. В июне 2000 года "Танец" был спешно вывезен из Рима, с выставки "100 шедевров из Эрмитажа". Там "Танцу" грозил арест. Делок-Фурко обвинял Эрмитаж в краже и проституции. С кражей понятно - собрание Щукина перешло к государству в ходе национализации ("тот факт, что вором был сам Ленин, не оправдывает воровство", - сказал Делок-Фурко). А "проституция" потому, что музей использовал картину как узор для галстуков и пепельниц, которые продавались в Риме ("Танец" унижен, "Танец" обесчещен, "Танец" проституирован", - так заявлял Делок-Фурко). Но это не помогло наследнику (см. "НГ" от 05.07.2000).
Обвинение Эрмитажа в проституции интересно. Дело в том, что проституировано может быть лишь то, что сакрально. "Танец" оценивается в несколько сот миллионов долларов. Если мы придаем картине статус коммерческой ценности, то ее нельзя проституировать - ее можно только продать (хоть бы в виде галстуков и пепельниц). Есть ли у произведения искусства нечто, что может убыть от распродажи галстуков? Если мы говорим "да", то произведение переходит в ряд сакральных ценностей.
В основе "Танца" - магический круг. Именно он лежит в основе хоровода, фарандолы, зикра. Этот круг вдохновлял круговое движение камеры в "Броненосце Потемкине" Эйзенштейна. Этот круг лежит в основе "Радости" Чахала. "Фовизм, или Испытание огнем" - так называлась выставка в Парижском "Пале де Токио", закрывшаяся прошлой зимой. Вся она была посвящена искусству "диких" (так критик Луи Воксель прозвал Матисса, Дюфи, Мангена, Руо, Вламинка, Ван Донгена после 21-го "Салона независимых", шедшего в Париже в марте-апреле 1905 года). Критики называли Матисса "зулусом". Он только радовался. И плясали обнаженные красные люди на фоне ярко-синего неба. В конце века Чахал снова возвращается к проблемам, которые волновали Матисса в начале века. Чахал изображает стихию огня, создающую мир.