0
874
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2000 00:00:00

Правый марш

Тэги: Дубов, журнал, литература


КОГДА Бертольт Брехт объяснял осознанную им необходимость сделать из легкомысленной "Оперы нищих" социально заостренную "Трехгрошовую оперу", он обосновывал свою генеральную идею так: решительно во всех постановках бандит Мэкки выступает как антипод буржуа. Но почему бандит не может быть буржуа? - язвительно спрашивал Брехт. Да потому, что все уверены, будто буржуа - не бандит. Именно желая выявить бандитские свойства всякой буржуазии, Бертольт Брехт развил на сцене свою версию событий, произошедших с красавчиком Мэкки. Что же из этого следует? Только то, что искусство может иметь вполне конкретную (и даже почти сиюминутную) общественно-политическую задачу.

Собственно, и не было бы необходимости ходить за примерами так далеко - через границу, благо вся литература, созданная методом социалистического реализма, есть один большой пример прагматического подхода к задачам искусства. Но уж больно красиво сформулировал Брехт условия задачи. И уж очень велик соблазн слямзить у него примерчик.

Для того чтобы узнать, что буржуа из всех бандитов самый бандит, в пределах СССР не требовалось свидетельств никакого Брехта. Об этом были написаны тонны книг и километры газетных полос. Времена, как известно, меняются. И мы, как тоже известно, меняемся с ними. Но так ли уж радикально? Понятно, что теперь существует почти столь же четко сформулированный социальный заказ эту парочку развести: бандиты отдельно, буржуа отдельно. Потому как новые русские люди решительно не хотят мириться с неприглядным отражением в зеркале искусства.

Но отечественные литераторы, как известно, ленивы и нелюбопытны. И с выполнением заказа не очень торопятся. Что остается деловому человеку? Засучив рукава, взяться за дело самому.

И вот известный предприниматель и директор "ЛогоВАЗа" Юлий Дубов берется за перо. И в "Знамени" # 9 появляется повесть "Теория катастроф". (Это, кстати, уже не первый литературный опыт Юлия Дубова - в прошлом году издательством "Вагриус" выпущен его объемный роман "Большая пайка". На ту же тему.)

Сюжет раскладывается так: есть хороший, умный и почти честный бизнесмен Юра Кислицын. Честным не до конца его вынуждают быть обстоятельства: позволь он себе это качество во всей полноте, не бывать ему бизнесменом - таковы российские условия игры. И есть гадкий, жадный и бессовестный чиновник - Петр Иванович Тищенко, сначала заместитель префекта, потом префект одного из московских округов. Петру Ивановичу приглянулся "фондовый магазин" г-на Кислицына (видит бог, даже не знаю, что это такое - "фондовый магазин", но это совершенно не важно). Путем хитроумных махинаций, Петр Иванович обводит г-на Кислицына вокруг пальца, в результате чего г-н Кислицын остается гол как сокол, а Петр Иванович прибавляет к своим немереным капиталам чистенькое и аккуратненькое, да притом крайне доходное предприятие г-на Кислицына.

Примем во внимание, что в махинации эти несчастный Кислицын кидается не добровольно, а насильственно вовлекается в них Петром Ивановичем, играющим на своем служебном положении и загоняющим бедного Кислицына в угол.

Но это не конец. Опустившись было, Юра Кислицын находит в себе силы воспрять для мести. Он долго и планомерно готовит свою хитроумную комбинацию, в результате которой оказывается в кабинете префекта с заряженным ружьем в руках. Но вместо того чтобы положить предел жизни ненавистного гада, как поначалу намеревался - а там хоть трава не расти, - Юра Кислицын долго и продуктивно унижает врага, а потом отправляет пулю себе в висок. Трагический герой и гуманист в одной подарочной упаковке.

Стоит отметить, что со стороны технического исполнения к "Теории катастроф" претензий нет. Господин Дубов прекрасно владеет языком, необходимым для избранного им жанра, - очень ясно, очень четко, очень внятно - и очень, очень ровно. Это самый что ни на есть идеальный язык для хорошего, почти интеллектуального чтения. Автор на личном примере демонстрирует, что означает слово "профессионализм" - обнаруживая владение слогом, которому может позавидовать добрая половина современных писателей. Он выдает высококачественный продукт, под которым не зазорно поставить личную подпись. От высокой литературы "Теорию катастроф" отделяет только одно - она не предполагает вопросов. Цели у текста только две, и обе утилитарные: развлекать и попутно агитировать.

Повесть "Теория катастроф" есть идеологический аргумент в споре между старым и новым. Наш новый буржуа выступает в роли настоящего революционного героя, преобразующего косную действительность ценой собственной жизни. Характерно, что врагом его выступает чиновник, самая, как известно, темная сила современной российской истории, а подручный чиновника - бессовестный пенсионер, обманно выдающий себя за ветерана войны, тогда как на самом деле он служил не где-нибудь, а в ВОХРе, и, следовательно, сам есть настоящий враг народа. Ретроградные пристрастия армии пенсионеров известны, так что лицо социального врага прорисовано достаточно четко. Вот с кем приходится бороться честному буржуа. Причем, заметим, свою борьбу он ведет бескорыстно. Вероятно, он мог бы измыслить какие-нибудь ответные махинации, какие-нибудь подлые приемы, но нет. Он хочет просто на примере своей личной судьбы показать всем - и врагам, и товарищам по борьбе: наше дело правое, мы не позволим уничтожать нас ни за понюх табаку. На удар мы ответим ударом. Погиб наш юный барабанщик, но песня его не умрет...

И в этом смысле "Теория катастроф" идеально вписывается в ряд так называемого соцреалистического искусства (учились-то мы известно на каких образцах) - только, естественно, знаки расставлены прямо противоположно. Юра Кислицын это не что иное, как современный Павка Корчагин, кладущий на алтарь построения капитализма и романтический порыв, и личное благополучие, и саму жизнь. Образы в "Теории катастроф" столь плакатно однозначны, столь агитационно насыщенны, что неудержимо приводят на память "Как закалялась сталь", "Любовь Яровую" или "Левый марш". По существу, "Теория катастроф" - это настоящий правый марш:

Кто там шагает левой?
Правой, правой, правой!

Вот она, настоящая диалектика русской революции, которая, как тоже известно, никогда не кончается...

Может ли наша характеристика показаться хоть сколько-нибудь обидной г-ну Дубову? Весьма надеемся, ни в коей мере. Во-первых, г-н Дубов человек умный. Во-вторых, искусство (с чего мы начали) может решать и утилитарные задачи. Просто сфера действия такого рода искусства ограничена - как правило, текущим моментом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1377
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
883
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1584
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1221

Другие новости