ПРОШЕДШИЙ в минувшую пятницу концерт бывшего светлановского оркестра стал неожиданностью практически для всех - для публики, критики и самих оркестрантов. Казалось, коллектив совсем уже потерял свое "лицо" в разборках со своим бывшим главным дирижером, продолжавшихся всю весну. Не задалось открытие сезона, когда вместе с оркестром должна была петь Монтсеррат Кабалье (концерт отменили из-за траурных августовских событий); наконец, в конце сентября пришла весть о том, что вся администрация во главе с опальным директором Александром Румянцевым получила отставку. В таком невеселом контексте не то что музыку играть - жить нелегко. И тем не менее намеченный на 20 октября концерт, первый под руководством нового главного дирижера Василия Синайского, состоялся.
Вполне академично составленная программа, включающая Пятый фортепианный концерт Бетховена и Десятую симфонию Шостаковича, привлекла неожиданно большое количество публики. Не последнюю роль в этом сыграл и пианист Фредди Кемпф, любимец московских меломанов со времен последнего конкурса Чайковского, заявленный в качестве солиста в концерте. Став по воле случая некоронованным королем конкурса (на котором он получил третью премию, хотя многие его прочили на первое место) и благодаря своей музыкальности и обаянию заслужив любовь столичной публики, Кемпф по прошествии трех лет так и не смог выйти за рамки своего лауреатского амплуа. Ему по-прежнему отчаянно не хватает технической оснащенности и мощи: в Бетховене он с трудом продирается сквозь массивную оркестровую фактуру, в кульминационные моменты от переизбытка темперамента может попасть не на те ноты, чем несказанно вредит самому себе. Инструмент он либо ласкает, либо бьет - в результате такого обращения в конце первой части концерта у рояля лопнула струна и место Кемпфа на десять минут занял настройщик. Тем не менее обаятельному английскому юноше наша добросердечная публика всегда простит любые прегрешения и всегда одарит своей любовью, как одаривала лет сорок назад Вэна Клайберна (тоже "вечного" лауреата конкурса имени Чайковского).
Если в бетховенском концерте оркестр, подобно солисту, не отличался опрятностью и грешил плохим балансом струнных и духовых, то в Десятой симфонии Шостаковича выдал все лучшее, на что способен в данный момент. Василий Синайский преподнес публике вполне образцовую интерпретацию, где отечественные исполнительские традиции подкреплены хорошим европейским качеством. Десятая, одна из самых мрачных и апатичных симфоний композитора, у многих дирижеров грешит невыстроенной формой и полным произволом содержания - как правило, все видят в ней неприятную "страшилку" эпохи сталинизма, и только.
Синайский оказался подробен и въедлив, не упуская из поля зрения ни одну деталь, но при этом железно соблюдая форму целого. Симфония в прочтении дирижера получилась циничной и невероятно агрессивной, процент шостаковического гротеска был сведен к минимуму - и те слушатели, что остались на второе отделение (а таких оказалось довольно много), не шелохнувшись, высидели до конца и остались очень довольны. Конечно, говорить о реабилитации Госоркестра еще рано, но такой обильный "первый урожай" обещает многое.