Искусство азиатских кинематографистов привлекает все большее внимание киноведов Европы и Америки. За ним охотятся организаторы фестивалей в Каннах и Венеции, Берлине и Торонто. На фестивалях класса "А" именно им отдают свое предпочтение маститые критики, поражаясь глубине и специфичности киноязыка режиссеров Ирана, Китая, Тайваня. В последние годы те же критики говорят о серьезных достижениях молодых режиссеров из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Снятый ташкентским режиссером Назимом Аббасовым, фильм "Феллини" - один из ярких тому примеров. На последнем фестивале в Бухаре ему по праву достались призы по всем главным номинациям - за сценарий, за режиссуру, за мужскую роль (Феллини - Абдулхай Ширмухамедов), за женскую роль (Хадича - Зеби Наврузова). В эти дни в Варшаве проходит международный фестиваль, и не исключено, что и оттуда один из призов отправится в Ташкент. Фильм на днях также был показан в Нью-Йорке в рамках Второго фестиваля российских фильмов.
Назым Аббасов - сын прославленного кинорежиссера Шухрата Аббасова ("Ты не сирота", "Хамза" и другие картины) - уже не новичок в искусстве. Окончив ВГИК, Назым начал работать как художник-постановщик, и его имя в этом качестве значится в титрах "Проделок Майсары" и "Звезды любви, звезды печали". С 1989 года Аббасов сам начал снимать кино - игровое ("Свидание в Самарре", "Любовь, вор и воришки") и документальное ("Амир Тимур в истории Мавераннахра").
Режиссер так говорит о своем фильме: "Феллини - это кличка реального человека, с которым я встретился в городе Муйнаке, на берегу Аральского моря. Этот фильм - о нем. Киномеханик, фанатично преданный кино, пытался всем объяснить, какой прекрасный режиссер Федерико Феллини, и прокручивал его фильмы по многу раз. Поэтому его и прозвали Феллини".
Картина "Феллини" - это кино в кино, прием, многократно использовавшийся в истории кинематографии. Но у Аббасова к нему прибавлены еще два компонента - кинотеатр, который объединяет всех людей города Муйнака и между собой, и с миром кино; и киномеханик, благодаря которому этот процесс единения становится фактом реальной жизни. Для него кинотеатр, который надо уберечь от культур-ренегатов ради жителей города Муйнака, стал смыслом его жизни. Режиссер говорит об этом так: "Старое, но еще пульсирующее, живое здание кинотеатра как бы аккумулирует в себе всю мировую культуру в вымирающем мире". Феллини счастлив, что на его глазах, в его городе известный режиссер снимает новую картину и ему самому представляется возможность выступить в одном из эпизодов в маленькой роли. В финале он приглашает зрителей на премьеру уже собственного "фильма". Это лента, смонтированная из кусков любимых картин ("Пролетая над гнездом кукушки", "Кавказская пленница" и, конечно же, фильмы Феллини). И даже когда пожар прерывает показ, а ржавый корабль, стоящий неподалеку на осушенной территории Арала, вдруг взлетает в небо, изумленный, пораженный этой фантасмагорией счастливый киномеханик говорит нам с экрана: "Я люблю вас, люди! Я люблю кино!". И ему веришь.
Этот романтический фильм - еще и о современном Узбекистане, о той страшной экологической катастрофе, которая досталась стране в наследство от Советского Союза, в котором с призыва "Человек - хозяин природы" началось варварское освоение 1/6 части Земли. Некогда полноводные Сырдарья и Амударья теперь не доходят до Арала. Море "ушло" от людей, а те, в свою очередь, стали терять надежду на чудо. Там, где некогда плескалось море, как бы в память об СССР на века пришвартовались остовы кораблей "Россия", "Белоруссия" и "Казахстан". В фильме Аббасова есть кадр, что красноречивее слов передает ужас экологической катастрофы: к ручонкам маленького мальчика привязан большой сом. И они оба не могут двинуться с места: один от страха и тяжести груза, другой - от отсутствия воды и сил. Так и все герои фильма не находят ответа: почему от них ушла вода?
Нью-Йорк