0
656
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2000 00:00:00

Оперная любовь в компании с твистом

Тэги: Варон, танец


ТРУППА Дага Варона сменила труппу Триши Браун в программе фестиваля американского современного танца в Москве. На сцене Московского музыкального театра американцы танцевали перед отъездом в Нижний Новгород, где 22 октября тоже состоится их выступление. Даг Варон работал с мэтрами американского танца-модерн Хосе Лимоном и Ларом Любовичем как танцовщик, в 1986 году основал собственную труппу, для которой сделал 30 спектаклей и еще 25 поставил в других коллективах. Кроме танцсцены, Варон занимается оперной режиссурой, работает на Бродвее в мюзиклах, в кино и на ТВ, в мире высокой моды. Его своеобразный балетмейстерский стиль хорошо всего характеризует название одной из рецензий: "мыслит глобально, танцует локально". А его танцовщики точно описаны американской критикой как "глубоко человечные сверхчеловеки".

Принципы Варона - силовые "перекиды", когда рука одного танцовщика есть рычаг для поворота в воздухе другого танцовщика. Довольно высокие, на уровне плеча, поддержки "боком": партнер держит партнера горизонтально. Нарочито тяжелые "вскиды" и специально резкие "обвисания", когда тело становится, как писал о такого рода позах классик английского юмора Вудхауз, похоже на мокрый носок. Внезапно подгибающиеся колени и мгновенные падения, словно исполнителей подстрелили: танцовщики Варона подчеркивают постоянство земного притяжения, но необычайно динамичны в его проявлениях. Иногда кажется, что их ноги приросли к сцене: тогда танцуют "сигналящие" руки. Световая партитура как часть режиссерского замысла. Танец - как будто "поэма экстаза" новейшего образца, при внимательном рассмотрении вовсе лишенная экстатичности, ее можно назвать продуманной игрой случайностями. Столь же обманчивые пространственные композиции: синхронность всех исполнителей, рассыпающаяся на танцующие единицы "куча мала", из которой возникает структура, сцена, которую осваивают вглубь по диагоналям, квадратам и - чаще всего - хаотическим линиям, в итоге собирающимся в железную схему.

Слово "схема" здесь ключевое. Вароновское отношение к музыке особое: как если бы литературный текст анализировали исключительно по частоте использования буквы "а" или по типам предложений: назывные, сложносочиненные и т.д. Что Беллини ("Норма") в балете "Бельканто", что современные идолы Филипп Гласс и Майкл Найман (соответственно "Обладание" и "Сон с великанами") - Варон равно отстраняется от эмоций партитуры, исследуя смены скоростей и центров тяжести при движении и лишь чуть меняя акценты в зависимости от своей концепции. (Его трудно вербализируемые эмоции вообще глубоко упрятаны под спудом отстраненности до такой степени, что часто их можно не почувствовать вообще.)

Акцент "Сна с великанами" и "Обладания" - пластическое воплощение принципов "все на одного" или - что не одно и то же - "один против всех", причем слово "против" обыграно в пространственных композициях. Акцент "Бельканто", самого шлягерного и наиболее легко прочитываемого балета программы: излюбленное дело любого авангарда - насмешка над классикой. В данном случае - над штампами поведения оперных примадонн и премьеров с их декоративными жестами, игрой на публику и долгими сценическими "умираниями". Никакого буквального подражания, но смесь "свободного" танца, контактной импровизации и твиста. Чем виртуознее голосовые фиоритуры, тем нелепее мелодраматические "нежности" пластики, при этом остающейся силовой и брутальной. Танцовщики, что мужчины, что маскулиные женщины (танец Варона - унифицировано бесполый) обволакивают друг друга телами, как обволакивают друг друга голоса в оперных дуэтах и трио. Задачка для внимательных: можно, как писала балетный обозреватель "Нью-Йорк таймс", стараться отличить пластическое чувство Варона от его же нарочитой чувствительности.

Как и в случае с труппой Триши Браун, для "рядового зрителя" смотреть постановки Варона, даже "Бельканто", пожалуй, трудновато. Вникать в бесконечные варианты танцевальных столкновений и отталкиваний самих по себе - то же, что поклоннику "реалистической" живописи погрузиться в картины позднего Кандинского. Ни сюжета, ни фабулы в тех формах, к которым у нас привыкли. И в "Обладании", декларированном в программке как единственный повествовательный балет, буквальное содержание (притчевая история человека, который не может двигаться с той же скоростью, что другие люди) выясняется только из слов. Но какой отличный повод здесь придумал Варон для "спора" танцевальных темпов! Для профессионалов - наслаждение: любой артист может поучиться у танцовщиков Варона, как двигаться быстрее быстрого темпа или медленней медленного.

Исключение из суперпрофессиональной схемы - сольный номер "После твоего ухода". Грустное название, веселый танец на горячий джаз Бенни Гудмана. Блестящее соло уже немолодого Варона, на равных танцующего вместе со своими артистами во всех гастрольных спектаклях и даже после полуторачасового марафона (соло было в программе третьим номером) двигавшегося в бешеном темпе. В этом монобалете несколько слоев, как в хорошем пироге: есть соло головы или соло пальцев рук при неподвижном теле. А в финале, как и в других балетах Варона, танец не кончается, а внезапно затихает, растворяется в пространстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
633
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
706
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
441
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
532

Другие новости