ПРОГРАММУ Фестиваля ибероамериканской культуры немыслимо представить без танцев - они у испаноговорящих народов в крови. Тон задал уже гала-концерт, посвященный открытию. Официальные речи, посвященные дружбе народов, иллюстрировались с двух сторон. Мы, россияне, показывали свою любовь к экзотическим ритмам Центральной и Южной Америки, а гости из упомянутых регионов демонстрировали собственное искусство. Участвовать в концерте были приглашены все известные московские труппы, имеющие в репертуаре танцномера на соответствующую тему. Стороны танцевали, что называется, от печки: поскольку в основе ибероамериканской культуры - культура Испании, прародины белых переселенцев (смешавшаяся, правда, с африканскими и индейскими мотивами), - постольку в программе гала-концерта присутствовали темы Кармен и фламенко. Последнее демонстрировала группа "Los de Mosky". Несомненно, этому столичному коллективу очень нравится подражать пению "канте хондо" и подлинным танцам испанских цыган. Энтузиазм бросался в глаза и частично затмевал сильный "российский акцент" в исполнении. Сыгранные в финале на испанский лад "Очи черные" как нельзя лучше характеризуют манеру этого коллектива.
"Имперский русский балет" показал коллективный выход работниц табачной фабрики по мотивам хореографии Альберто Алонсо из балета "Кармен" (этот спектакль когда-то шел в Большом театре). Образ вольнолюбивой девицы, созданный специально для огненного темперамента Майи Плисецкой, теперь двоился и троился в стайке кордебалета, кокетничающей со зрительным залом. Сам глава труппы Гедиминас Таранда выступил вместе со своей примой Ольгой Павловой в неизменном шлягере "Неоконченная история": он - с отвязными повадками мачо, она - влюблена, как кошка, и точно так же ластится к "настоящему мужчине". Музыка Пьяццоллы создавала необходимый "тангообразный" фон. Финальный аккорд "сыграл" ансамбль Игоря Моисеева: сюита из мексиканских танцев, "Арагонская хота" и танец аргентинских пастухов-гаучо, в котором блистал многолетний моисеевский премьер Рудий Ходжоян.
Тема Кармен возникла еще раз, когда состоялся вечер Современного балета Каракаса. Труппа показала одноактный балет на музыку Бизе и гитарных произведений Пако де Лусии и Альбениса. В коллективе, существующем 7 лет, - 18 танцовщиков, руководитель и ведущая балерина - Мария Эухения Барриос - исполняет главную роль в "Кармен". Балет поставил Джузеппе Карбоне, сделав, как и Альберто Алонсо, акцент на теме рока. По ходу действия танцовщица сама поет арию Кармен, рискуя соревноваться со звучащей фонограммой настоящей оперной певицы. Балет подробно останавливается на истории Кармен и Хосе, переводя страсти героев в угловатые па современного танца, а в мизансценах периодически напоминая сцены из классических балетов.
Если Морис Бежар когда-то поставил балет "Моцарт-танго", то каракасская труппа - спектакль "Моцарт-Мамбо". Идея хореографа Тьерри Маландена проста: танцы на музыку фортепьянных концертов великого европейца (соло и дуэты) чередуются с карибскими ритмами (массовые сцены). Под классика осознают драму существования, под мамбо - радуются жизни. Один раз - общий лирический танцвыход под Гершвина. Все вместе - обозначение того, что два разъединяющих столетия, океан и кажущаяся несовместимость музыки не могут помешать "синтезу истинно народного духа и классической гармонии" (цитирую пресс-релиз). Искомый организаторами фестиваля символ взаимодействия Европы и Америки - прославленная южноамериканская экспрессивность спрятана за принятой в современном танце эмоциональной сдержанностью: никаких открытых страстей, даже когда закрывают руками страдающее лицо в Моцарте или совместно "тусуются" в мамбо, лишь двигательные упражнения под музыку.
Фестиваль продолжается. Впереди - фольклорный балет Мексики и мастер-классы по настоящему аргентинскому танго. Что еще символично - московский смотр ибероамериканской культуры проходит в Дни открытия Америки. Колумб приплыл к земле, которую считал Индией, более 500 лет назад, в октябре.