БОЛЬШОЙ театр восстановил классическую версию оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" - постановку Бориса Покровского 1944 года. По сценографии, роскошным декорациям и костюмам (художник Петр Вильямс), а также характеру поведения актеров на сцене можно видеть, что на сцену ГАБТа вернулся старый добрый классический спектакль, известный не одному поколению любителей оперы. Возобновлением занимался сам Покровский. Случай почти небывалый, имея в виду полувековую дистанцию, отделяющую от премьеры.
Борис Покровский вспоминает: "В конце Великой Отечественной войны я получил приглашение из Большого театра... Это совпало с очередной сменой руководства и с тем, что новому руководству было рекомендовано поставить оперу П.И. Чайковского "Евгений Онегин". Этой постановке суждено было стать первой премьерой театра после его возвращения из Куйбышева в Москву. По стечению обстоятельств мне и пришлось стать постановщиком знаменательного по тем временам спектакля. Для меня это было счастьем, так как я сразу попал в дружеские объятия знаменитых актеров, дирижеров и художников. В их кругу и не без их влияния я познал священную сладость традиций Большого театра, мудрую хрестоматийность его искусства. Пазовский, Мелик-Пашаев, Вильямс, Пирогов, Лемешев, Козловский, Рейзен, Михайлов, Норцов... Постановка долгие годы не сходила с афиши театра. В свое время, будучи главным режиссером Большого, я поставил на его сцене новую редакцию знаменитой оперы. Она существует и сейчас на сценах многих стран мира. Тем не менее руководство Большого театра обратилось ко мне с просьбой восстановить постановку 1944 года. Я это сделал с радостью и не только из сентиментальных чувств (давно прошедшие года - поет няня в первой картине оперы), но и из уважения и восхищения перед славными традициями театра".
В данном случае премьера "Онегина" - первая, которая проходит во вновь "пореформенном" Большом. Солисты в двух составах прошедших в конце прошлой недели пресс-показов распределились неравномерно: слушателям первого состава больше повезло с исполнителем роли Ленского (Николай Басков), который усердно старался сменить эстрадную манеру на более академичную. А Сергею Гайдею (второй состав) эта партия пока очевидно трудна. Однако слушатели второго спектакля оценили идеального Онегина - Павла Черных, безупречного и с вокальной, и с драматической точек зрения. Исполнительницы главной женской роли - Татьяна Гаврилова и Ирина Бикулова - подтвердили неизменную стабильность и профессионализм. В роли Гремина отличился Александр Киселев (второй состав), в то время как у маститого Владимира Маторина партия вышла несколько утяжеленной.
Оркестр опроверг своей игрой слухи о его катастрофическом положении. Хотя в целом он пока еще далек от идеального ансамбля с певцами, и наиболее удачными были чисто инструментальные фрагменты. Удивительно также, что вопреки канонам группа духовых инструментов - особенно медных - звучала намного лучше струнной, ахиллесовой пятой которой остается синхронность. В целом восстановление постановки, по словам музыкального руководителя и дирижера Марка Эрмлера, осуществлялось с целью возвратить на сцену оперу в лучших традициях Большого, чтобы слушатели, пришедшие на спектакль, особенно молодежь, прониклись искренностью, нравственной чистотой и цельностью характеров героев, почувствовали высокую лирику, которой наполнены лирические сцены уже не только сочинения Чайковского, но и спектакля Покровского.