0
1061
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Мышей бессмертная возня

Тэги: театр, балет


ПРЕМЬЕРА "Щелкунчика" была специально подготовлена к рубежному событию в истории пермской труппы. Частный театр "Балет Евгения Панфилова" на двенадцатом году существования получил статус государственного. Тем самым 45-летний хореограф, долгое время несший бремя главного (и чуть ли не единственного) танц-авангардиста страны, наконец получил официальный статус и искомое подтверждение собственного места в искусстве. Учитывая, что Панфиловым сделано около 60 балетов, его хорошо знают по всей стране и за границей, а дорогие по пермским меркам билеты (100 рублей на балкон) всегда раскупаются - решение пермского губернатора Геннадия Игумнова вполне назрело.

Балет ставился спешно, за три недели, и следы торопливости наблюдаются в окончательном варианте: автор многих качественных коротких балетов, Панфилов не всегда удерживает цельность формы в балете двухактном. Его "Щелкунчик" - смесь концепции с дивертисментом, на каком-то этапе, начинающем главенствовать и придающем композиционную рыхлость постановке - при том, что отдельные сцены (к примеру, Вальс черных снежинок или Розовый вальс) очень хороши, а номера, поставленные на музыку испанского, китайского и прочих "национальных" танцев, броско-зрелищны. Панфилов не только режиссер и хореограф, но и автор впечатляющей сценографии и костюмов. Действие длится на фоне и внутри плетеных проволочных конусов, то опускающихся на сцену из-под колосников, то взмывающих вверх: и паутина, и мышеловка, и все что угодно. Заявленная диалектическая связь патетической сентиментальности и брутального начала мира реализуется в белом платьице и белых ботиночках героини, в зонте-шляпе на голове Дроссельмейера, в слепящем прожекторе, которым герой разгоняет орду мышей, одетых в серые мундиры, брюки-галифе, черные очки. И в танцах панфиловского кордебалета, взаимодействующего с высокими стульями от стойки бара.

В этом балете-сне - две части: одна окрашена в черный и серый тона, другая расцвечена пестрым акрилом. Панфиловская фантасмагория не предполагает ни мотивов "романа воспитания", ни нарастания радости - двух китов, на которых строились отечественные танцверсии партитуры Чайковского и которые, как правило, вступали в противоречие с тайным и явным трагизмом музыки. (В фонограмме использована старая запись оркестра Большого театра под управлением Геннадия Рождественского, при этом отброшена увертюра и сделаны некоторые купюры). От пермского "Щелкунчика" веет поистине шопенгауэровским пессимизмом. Эпиграфом Панфилов взял стихотворение Александра Володаева: там строки о вечном дожде и снеге, который потерял белизну и стал черным, о героях, которые "грустно-веселы", об уставших Щелкунчиках, что "в броне мечты слепы, а в лучшем близоруки". Там рассказан весь балет - с его "рождественским гипнозом", "адовым маскарадом", финальным - "и остается после сказки мышей бессмертная возня".

В интересе к ночной стороне души Панфилов совпадает с Гофманом, по чьей новелле написано либретто. Как ночь - черная версия дня, так невозможно представить мир Гофмана без мотива двойника. И у Панфилова двойники множатся, отражаются друг в друге, как в зеркале. Щелкунчик и Принц: танец и костюмы героев так хитроумно взаимоменяются, что порой невозможно понять, кто кукла, а кто - восставший из нее человек. Мышиный король и Мышильда, королева грызунов - парный эквивалент и антагонизм дуэту Маши и ее кавалера (Щелкунчика-Принца). В финале - катастрофа. Все положительные герои исчезают со сцены: остаются только мыши, которые, как виллисы в "Жизели", похоже, затанцевали всех насмерть. А может, кончился завод в куклах. Или прошло наваждение...

Танцовщики Панфилова работают сверхстарательно - и производят соответствующее впечатление. И Сергей Райник (Щелкунчик), и Алексей Колбин (Принц), и Мышиный король (Алексей Расторгуев), и даже дебютантка Мария Тихонова (Маша), только что поступившая в труппу из местного хореографического училища, не дрогнув, воспроизводят предложенную Панфиловым хореографию. Принципы последней - построение свободного пластического "наворота" вокруг какого-нибудь крупного классического па типа пируэта или кабриоля, сочетание выворотных пуантов с раскоряченной босой стопой и фронтальность построений, естественная для любимого Панфиловым типа балета-шоу. "Щелкунчик" - это тоже шоу, пусть и грустно-сумеречное.

После премьеры "Балет Евгения Панфилова" едет в Европу - еще раз прокатывать успешно показанное там залихватское зрелище под названием "Русский соблазн" (танец казачок, канкан и "Половецкие пляски" в одном флаконе). В начале ноября вторая труппа Панфилова - "Балет толстых" - покажет в Москве спектакль "Бабы - год 1945". А весной мы увидим давний панфиловский шедевр - балет "Восемь русских песен". И совсем новый опус на музыку Рахманинова: он называется "Прекрасные дамы маркизов и русских князей".

Пермь-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
634
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
707
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
442
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
533

Другие новости