0
680
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Фортепианный концерт

Тэги: оркестр, музыка


ЧТО-ТО есть подозрительное в том, что для открытия своего третьего абонемента в Большом зале консерватории Российский национальный оркестр выбрал программу, где обыгрывается тема смерти - начало какого-либо дела, будь то строительство нового дома или цикл концертов, плохо вяжется с концом земного пути. Подобное проявление черного юмора, как оказалось, принадлежит Михаилу Плетневу. Тем не менее во вкусе ему не откажешь - в составленной им программе значились вступление и смерть Изольды из "Тристана и Изольды" Вагнера, "Дон-Жуан" Рихарда Штрауса, "Пляска смерти" и Второй фортепианный концерт (единственное произведение, не касающееся заявленной темы) Листа.

Окинуть взглядом романтиков, посвящавших свои опусы ей, окаянной, - занятие приятное и сулящее много открытий. Каждый видит рубеж, отделяющий бытие от небытия, по-своему и общими усилиями составляется своеобразный портрет смерти - ничуть не менее завлекательный и интригующий, чем жизнь. Насколько хорошо удастся нарисовать этот портрет - другой вопрос. С этой задачей, похоже, Михаил Плетнев справился лучше оркестра.

РНО под руками Дмитрия Лисса не то чтобы стушевался - он не смог выдать того качества, которого от него вправе были ожидать. Вступление и смерть Изольды с их безбрежным морем страстей и пьянящей энергией были "отрезвлены" Лиссом, не добиравшим в оркестре обертоны, необходимые для того, чтобы эта музыка ожила. Такая рассудочность дирижера для Вагнера, постоянно выходящего за все возможные пределы, оказалась губительна - публика восприняла его как затянувшуюся прелюдию к выходу Плетнева. Более удачным оказался "Дон-Жуан", согласно воле Рихарда Штрауса и Николауса Ленау (стихотворение которого легло в основу симфонической поэмы) разочаровавшийся в жизни и нашедший покой в смерти: несмотря на то, что оркестр брал больше количеством, а не качеством, этот бравурный и яркий опус оставил должное впечатление.

Оркестранты, видимо, понимали, что главными героями станут совсем не они и не их дирижер, а Михаил Плетнев, ради которого публика и наполнила до краев Большой зал консерватории. Пианист оправдал все возложенные на него надежды, отдав залу роскошного в своем великолепии и щедрого на эмоции Листа. Он мгновенно перехватил инициативу у Лисса во Втором фортепианном концерте, сыгранном стратегически точно, с безупречным ощущением формы и выверенной тембровой палитрой. Качество, которым Плетнев всегда поражал и поражает публику - как ему удается передать бурю чувств, сохраняя холодную голову, - в Листе оказалось особенно сильно выражено: музыка иногда не в меру эмоционального венгра зажила по иным законам, отрицая еще недавно казавшиеся естественными "общие места" и изъяны формы. Под занавес прозвучала "Пляска смерти" - акробатическая пьеса, где композитор побаловался церковной темой Dies irae. Лучшего исполнения столь обделенного вдохновением сочинения и представить себе было нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1912
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1923
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1025

Другие новости