0
1053
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Орфей, джаз и интервал

Тэги: танец, фестиваль


ПРОВЕДЕНИЮ Третьего фестиваля американского современного танца в Москве придается большое значение не только в узком кругу российских любителей балета, но и в официальной Америке. Госдепартамент США выделил 50 тысяч долларов только на приезд американских танцевальных коллективов в Россию. А Московский музыкальный театр, на сцене которого проходит этот смотр, может претендовать на получение почетного звания: единственный в России театр оперы и балета, активно интересующийся современным зарубежным танцавангардом.

Фестиваль начался с четырех балетов Триши Браун - одной из пионерок модерн-данса, на своей родине давно уже числящейся живым классиком. Сама Триша к нам не приехала, но ее 12 танцовщиков и в отсутствие своего мэтра удачно продемонстрировали особенности стиля Браун. В формулировке педагога труппы Гвен Велливер этот стиль постулируется как специфический способ тренировки и использования тела, при котором акцентируются не только напрягающиеся и релаксирующие мышцы, как во всякой данс-технике ХХ века, но прежде всего подвижность суставов, а также игра с весом тела и способ падать. В тренинге Браун использует китайскую методику тай ши и другие техники, при которых тело избавляется от мышечного напряжения.

Труппа Браун существует с 1970 года. Ее отличительными особенностями долгое время были постановки без музыки, привязанные к реальному урбанистическому контексту - домам, мостам и автостоянкам большого города, а также сотрудничество со знаменитыми художниками. Ныне Браун продолжает подобные контакты (ее спектакли оформляют Роберт Раушенберг и Дженнифер Типтон), но в показанных работах 90-х годов мыслит в музыке и в пластическо-концептуальных циклах - один из них, представленный в нынешних гастролях, неофициально называется "нестабильные молекулярные структуры". Имеются в виду мгновенные изменения пластики и положения танцующего тела в пространстве. Текучесть пластики тесно связана с текучестью музыки: Браун вольно обращается с партитурой. Она свободно кроит, сокращает и меняет местами музыкальные отрывки, зато с остатками работает очень профессионально. К тому же Браун тонко чувствует связь своего времени с избираемой музыкальной и культурной эпохой. Пример - ее "Канто-Пианто", постановка "Орфея" на музыку одноименной оперы Монтеверди (1607 год). Это минималистское танц-исследование барокко, при котором сохранена вся визуальная напряженность этого старинного стиля. Тела танцовщиков, разыгрывавших в движениях музыкальную полифонию, были похожи на взмахи дирижерской палочки: недаром критик газеты "Дейли телеграф" назвал это царство черного и серого цвета "идеальной танц-оперой".

Смотреть работы Браун - не развлечение. Уже первый показанный мини-балет - женское соло под названием "Если бы вы не могли меня видеть" - вызвал вздохи части зрительного зала, надеявшейся, видимо, увидеть что-то подоступнее. Но абстрактно-экспрессивный рисунок танца под сомнамбулическую музыку, при котором двигающаяся женщина ни разу не поворачивалась к публике лицом, воспринимался как высшая математика, преподаваемая в начальных классах.

Был и "Интервал" - еще одно женское соло. Название обыгрывается трижды: структурно (пластика чередуется с чисто музыкальными частями-интервалами), концептуально (театральная закулисность, вынесенная на публику) и эмоционально (будничные движения и секрет физического усилия, при котором эти движения становятся танцем). То ли спектакль, то ли художественно разыгрываемый антракт: в одном углу гнется танцовщица, в другом - невозмутимый "рабочий сцены" готовится - укрепляет декорации - к следующему балету.

В финале вечера показана последняя работа Браун, сделанная ею в 2000 году. Балет "Превознесение Леона Джеймса" - часть джазовой трилогии на музыку Дейва Дугласа. Именно для этой постановки герой "Интервала" укреплял медные оркестровые тарелки на вертикальной опоре. Для профессионально танцующих американцев Леон Джеймс - одна из культовых фигур из "легендарных тридцатых", негритянский танцовщик кабаре гарлемского отеля "Савой Хилтон" в Нью-Йорке, умевший зажигать зал огнем своих сольных импровизаций. Как и в былые времена в Гарлеме, у Браун джазовые спонтанности трубы, контрабаса, саксофона и ударных смешиваются с интерактивными выкрутасами танцовщиков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
634
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
707
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
442
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
533

Другие новости