0
610
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Искусство, уверенное в себе

Тэги: музыка, оркестр


КАМЕРНЫЙ оркестр "Виртуозы Москвы", открывший сезон в минувший вторник, воскресил в памяти публики подзабытый жанр - вечер камерной музыки. В программе Пятая симфония Шуберта, Двадцать первый фортепианный концерт Моцарта и Langsamer Satz Веберна - сочинения интересные и незаигранные. Все эти факторы в сумме дали чудесный вечер, понравившийся всем и особенно его главному участнику - Владимиру Спивакову.

Когда Спиваков дирижирует "Виртуозами", ему дышится спокойнее, чем когда бы то ни было. Это его личный оркестр, в котором отборные музыканты и филигранно сделана каждая нота. Немногочисленные голоса собираются в красочный букет и бережно преподносятся притихшей от восторга публике. Парадоксальное ощущение разговора глухого и немого, оставшееся от контактов Спивакова и Российского национального оркестра, вмиг забывается, как только "Виртуозы Москвы" берут первый аккорд - дирижер уверен в себе и своих музыкантах, досконально знает партитуру и успевает сказать в классических опусах свое веское слово. Благо есть что сказать.

Больше всего было сказано в моцартовском Двадцать первом концерте, сыгранном вместе с итальянским пианистом Серджио Темпьо. Среди своих многочисленных собратьев Двадцать первый наиболее оперный - своим обликом он напоминает ни больше ни меньше "Дон Жуана". В первых тактах оркестрового вступления автором просто-таки выписан силуэт Лепорелло, забавно ворчащего себе что-то под нос. В череде радостных образов вдруг, на какие-то доли секунды проскальзывает страшная тень Командора, но тут же исчезает, растворившись в ослепительном свете. Весь сюжет в исполнении Темпьо и Спивакова - обозрим как на ладони. Темпьо, у которого рояль звучит тысячью голосов, столь естественен и проникновенен, что кажется, будто он всю жизнь играл только Моцарта. Отнюдь: двумя виртуозными бисами, одним из которых был остроумный гибрид двух этюдов Шопена собственного сочинения (в правой руке один, в левой - другой), пианист перечеркнул свою репутацию моцартианца, примерив роль романтического виртуоза, после чего исчез.

Моцарт тем не менее не спешил уходить со сцены. Пятая симфония Шуберта, как и все его ранние симфонии, имеет своим прообразом опять же сочинения зальцбургского гения. Третья часть, менуэт - восторженное посвящение автору соль-минорной симфонии, где почти дословно повторены некоторые ее мелодические обороты. Дирижер безошибочно точно уловил суть этого "постклассического" опуса и придал ему еще больше моцартовских черт - чистоту и изысканность линий, точные и основательные кульминации, но не тяжеловесные, бьющие слушателя по голове, а по-моцартовски легкие и яркие. Единственное сочинение из программы, сыгранное "не в десятку", - предваривший Шуберта Langsamer Satz Веберна, медленная часть для ненаписанного квартета, - выполненное несколько в ученическом духе и как-то утрированно поклоняющееся позднему романтизму в лице Вагнера и Брамса. Впрочем, неудавшийся Веберн был компенсирован порцией чудесных бисов (Моцарт, Шостакович, Чайковский), в которых Владимиру Спивакову, как известно, равных нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1912
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1924
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1025

Другие новости