ПЕРСОНАЛЬНАЯ выставка всемирно известного короля поп-арта Энди Уорхола с большим успехом демонстрировалась в Алма-Ате, Вильнюсе, Будапеште, Киеве, Салониках. В эти дни экспозиция "Энди Уорхол (1928-1987). Жизнь и творчество" представлена к обозрению в Эрмитаже. Затем она переедет в Словакию, оттуда в Латвию и летом 2001 года откроется в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Энди Уорхол - знаковая фигура мировой культуры ХХ века. Он на собственном примере показал безграничные возможности творческого процесса, включил в свою деятельность кино, видео, моду, танец, музыку, издательское дело. Прошел путь от художника-иллюстратора в области рекламы до радикального и смелого новатора, от кинематографиста до портретиста, от робкого наблюдателя до человека, получившего всемирное признание.
Родители художника родом из Прикарпатской Руси. Отец в 1913 году в поисках лучшей жизни эмигрировал в США и обосновался в Питтсбурге. Супруга смогла присоединиться к нему лишь спустя восемь лет. Ее отъезд задержала Первая мировая война. В Питтсбурге у них родилось трое сыновей - Пол, Джон и Энди. Энди рос болезненным ребенком, много времени приходилось проводить в одиночестве. Мать - художница-любительница - рано заметила в сыне талант художника. Энди определили в Технологический институт Карнеги, где он стал изучать искусство. В 1949 году Уорхол переехал в Нью-Йорк, где начал работать художником-иллюстратором в журналах мод. А сделанные им для компании "И.Миллер" рисунки обуви стали сенсацией; пришли слава, деньги. Уорхол купил себе дом в Нью-Йорке, вскоре переехала к нему мать, которая стала ближайшим помощником.
Самые ранние работы Уорхола-рисовальщика - изображения кошек. Тему он унаследовал от матери. Занимался станковой живописью, обращался к шелкографии. Выполненные им портреты кинозвезд Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор, Мерилин Монро стали классическими символами американского поп-арта. Портретная живопись была важным аспектом в творчестве Уорхола. Его героями становились люди, широко известные в общественных кругах, артистической среде, индустрии развлечений. Обычно человек, над портретом которого работал Уорхол, приходил к нему в мастерскую, где фотоаппаратом "Полароид" художник делал серию моментальных снимков. Выбирал из них одну фотографию, увеличивал ее и методом шелкографии переносил на холст. Затем писал масляными красками по репродуцированному изображению.
Работы художника, объединенные темой смерти и катастроф ("Пять катастроф", 1963), одни из наиболее сильных и завораживающих. Они вызывают у зрителя сильное потрясение, поскольку с удивительной достоверностью передают страх увечья и смерти, который постоянно испытывал Уорхол.
Художник создавал скульптуры и фильмы, организовывал концерты рок-групп, издавал ставший знаменитым журнал "Интервью". Издание содержало обзор фильмов, интервью с кинозвездами и кинорежиссерами, публикации о моде, изобразительном искусстве, музыке, телевидении, ночной жизни знаменитостей.
На выставке в Эрмитаже представлен настоящий автомобиль BMW M1, раскрашенный Уорхолом в 1979 году. По замыслу художника, машина должна была стать вещественным воплощением скорости: "Мне нужно изобразить, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета сливаются в одно расплывчатое пятно".
Уорхол любил проводить время со своими многочисленными помощниками в увеселительных заведениях. Ночью 3 июня 1968 года в баре "У Макса в Канзас-сити" на Уорхола было совершено покушение. Стреляла из пистолета неудавшаяся актриса, снявшаяся в одном из его фильмов, и автор одной из самых знаменитых книг для феминисток. Ее признали невменяемой, а тяжело раненный Уорхол жил еще 19 лет. Как рассказали организаторы выставки, за несколько лет до кончины Уорхола спросили, какую эпитафию он выбрал бы для себя? В качестве своей надгробной надписи он предложил использовать лишь одно слово: "Фикция".
"Впервые работы Уорхола были выставлены в Эрмитаже в 1978 году, - сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Уже тогда они стали важным элементом стандартной ретроспективы достижений американского искусства. Великий бунтарь, оставаясь таковым, явился символом американской культуры и бытописателем американского общества. Поп-арт стал американским вариантом социального реализма, сохранив всю притягательность шокирования и кокетства авангарда".
На выставке в Эрмитаже, которая продлится до 28 ноября, экспонируется восемь десятков произведений. Самая богатая коллекция произведений Уорхола представлена в его музее в Питтсбурге. Его можно посетить и виртуально: www.warhol.org.