"СБОР труппы" в Мариинском театре - понятие такое же условное, как и словосочетание "начало сезона": его попросту нет. Нет, конечно, Петербург не лишат радости открытия сезона в Мариинском театре. Час "Х" для меломанов и балетоманов - 7 октября, когда покажут "Мазепу". Сезон, собственно, уже открыт: опера вот уж больше недели дает "Войну и мир" в Милане на сцене знаменитой "Ла Скала", балет, во время краткой передышки между гастролями, покажет первые спектакли сезона "на рубеже тысячелетия". А все элементы расхожего телесюжета в программе "Новости" из рубрики "Театр открывает сезон" - традиционные лобзания артистов, якобы не видевших друг друга целое лето, официальное оглашение творческих планов коллектива художественным руководителем, представление принятых в труппу новобранцев с отеческим напутствием типа: "Проникнитесь великими традициями этого Храма искусства..." - далее по тексту - Мариинскому театру ни к чему. Дело надо делать.
А делать есть чего. По крайней мере опере: объявлено 8 премьер. За три недели октября покажут основные премьеры прошлого сезона: "Лючию ди Ламмермур" и "Золото Рейна" и "непремьерную" "Пиковую даму" в постановке Юрия Темирканова, которая будет посвящена юбилею Евгении Гороховской.
Стартовый пистолет выстрелит 1 ноября и отправит на дистанцию "Саломею" Рихарда Штрауса в новой постановке Дэвида Фримана (режиссера "того самого" "Огненного ангела", прекрасного самого по себе, запомнившегося еще и сценой массового женского раздевания в финале). В "Саломее" на заглавную партию назначены певицы с прекрасными вокальными и не менее прекрасными физическими данными: Валерия Стенькина и Млада Худолей. А в партии Иродиады выступит солистка Большого театра Маквала Касрашвили.
11 ноября "Сказки Гофмана" Оффенбаха "расскажет" Марта Доминго - супруга большого друга Мариинской оперы. Для госпожи Доминго этот "забег" станет лишь вторым в ее режиссерской карьере. 30 декабря Дмитрий Черняков (режиссер и художник) подхватит эстафетную палочку "Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии", оперой, которая в последние годы как-то бесславно сходила с дорожки буквально на первых же метрах дистанции.
В 2001 году по дорожке стадиона побегут "Чародейка" Чайковского (первая половина февраля), "Богема" (18 марта) и "Снегурочка" (18 апреля), экипированная в "форму" от Эдуарда Кочергина. Тем же, кому скучно в здании театра, рекомендуется отправиться на воды в Баден-Баден: там 4 июня можно будет увидеть вторую часть тетралогии "Кольцо нибелунгов" - "Валькирию".
А фестиваль "Звезды Белых ночей" будет тождественен торжественному зажиганию огня (не зря ведь бежали целый год). Год Верди в Петербурге отметят оперой "Бал-маскарад" с международным составом солистов (звезды Мариинского и итальянской оперы), спектакль - 14 июня.
14 января, в Старый Новый год, Михаил Шемякин, упорно подчеркивающий свое авторство, представит "Щелкунчик". На подхвате (вспоминается знаменитое бендеровское "со мной будет мальчик") в качестве сочинителя хореографии Алексей Ратманский. Шемякинский спектакль ждут, предвкушая скандал. Уже найден и первый повод: премьера состоится аккурат в столетнюю годовщину со дня рождения Василия Вайнонена, автора хрестоматийной версии новогодней балетной сказки.
Некоей компенсацией за "моральный ущерб" Мариинской Терпсихоре станет международный фестиваль балета MARIINSKY, намеченный на февраль (с 10 по 18). Одна из целей - утверждение российской торговой марки "Мариинский балет" взамен высоко котирующейся советской "Kirov-ballet". Ожидается прибытие Сильви Гиллем, Карлоса Акосты, Хулио Бокка и Владимира Малахова. В программе, разумеется, классика ("Спящая красавица", "Баядерка", "Дон Кихот", "Лебединое озеро"), не обойдется фестиваль без гала-концерта, плюс хиты советской хореографии (фрагменты "Лауренсии", "Гаянэ", "Спартака" и "Каменного цветка"). За пультом всех премьер будет стоять Валерий Гергиев.
Санкт-Петербург