В ЭТИ ДНИ - 26 сентября в Сеуле и 30-го в Москве на сцене Большого театра совместными концертами российских и корейских артистов отмечается 10-летие установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея. Прологом торжеств стали гастроли в Сеуле оперной труппы Большого театра России.
В 1989 г. Сеул впервые принимал оперу Большого театра - тогда был показан "Борис Годунов" Мусоргского. Публика, воспитанная на совершенно иной культурной, музыкальной традиции, только приобщалась к европейской опере и принимала спектакль хотя и тепло, но несколько настороженно. С тех пор в культурной жизни страны произошли большие перемены, корейцы сегодня обучаются в лучших консерваториях мира. Из всего предложенного русского и западноевропейского репертуара - около 20 оперных спектаклей - принимающая сторона выбрала "Пиковую даму" Чайковского и концерт симфонического оркестра и солистов оперы Большого.
Все выступления в зале Сэджон прошли с большим успехом. Аплодисменты звучали после каждой арии (а в концерте - и после каждого оркестрового фрагмента), а когда заканчивалось представление, зрители стоя приветствовали всех участников, подолгу не отпуская со сцены каждого артиста. В местных условиях долго не смолкавшая овация обретала особое значение. Еще до открытия гастролей нас предупредили, что в Корее принято заканчивать представления не позднее 10 часов - иначе публика просто уйдет, не ожидая окончания спектакля. "Пиковая дама" заканчивалась в 11.15, но зал оставался полон.
Зрители увидели и услышали "Пиковую даму" в полном исполнительском блеске. Дирижировал спектаклями и концертом Марк Эрмлер, которого хорошо знают в Сеуле. Оперная труппа была представлена солистами всех поколений: Германа пели Виталий Таращенко и Лев Кузнецов, Лизу - Мария Гаврилова и Ирина Рубцова, Полину - Татьяна Ерастова, Графиню - Галина Борисова, Елецкого - Андрей Григорьев, Томского - Юрий Веденеев, Прилепу - Оксана Ломова. Не случайно, наверное, одна из рецензий вышла под заголовком "Вокальная и симфоническая гармония", а президент Корейской ассоциации Золтана Кодаи Бонг Мо сказал: "Большой дал нам почувствовать, что опера - это синтетическое искусство. Но если бы "Пиковая дама" была симфонической поэмой и предстала перед нами в исполнении оркестра под управлением Эрмлера, мы и тогда бы могли оценить гениальное творение Чайковского". Директор Корейской национальной оперы Пак Су Киль отметил: "Я впервые узнал, как прекрасна опера Большого, о которой я столько слышал. Преклоняюсь перед воплощением гениального творения Чайковского и счастлив, что услышал "Пиковую даму" в исполнении замечательной труппы". А Ким Джин Хьюн - президент газеты ""Лунва илбо", ставшей инициатором и организатором прошедших гастролей, строит обширные планы дальнейшего сотрудничества с Большим театром - от ежегодных гастролей труппы в Корее до участия в финансировании строительства филиала и реконструкции здания Большого театра.
Сеул-Москва