0
1042
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2000 00:00:00

Взгляд и нечто

Тэги: журнал, литература


В ПОСЛЕДНЕЕ время наши писатели явно тяготеют к малым формам. В моду вошла эссеистика - каждый уважающий себя комитет по премиям выводит ее в отдельную номинацию. Причем не совсем понятно, что же именно имеется в виду под "эссе" - четких критериев этого жанра у нас как-то не существует. Чаще всего, говоря "эссе", подразумевают "взгляд и нечто". Но зато писателям удобно: ни о композиции, ни о сюжете думать не надо, пришла тебе в голову некая ассоциация - выдавай на бумагу, публикуй и получай гонорар, а если повезет, и премию в конце года. Бывают, конечно, исключения, но редко. А, между тем, чтобы сделать "взгляд и нечто" интересным не только родственникам и знакомым, но и совершенно постороннему читателю, одного владения ремеслом маловато. В "эссе", как ни в каком другом жанре, огромную роль играет масштаб личности автора. Периодически возникающие в журналах "Крохотки" или "Затеси" потеряли бы всякое значение, не принадлежи они перу Солженицына и Астафьева.

Когда-то в жанре "малой прозы" очень плодотворно работал Василий Васильевич Розанов. "Опавшие листья" - шедевр, никем не превзойденный, в том числе и современным последователем и почитателем Розанова Дмитрием Галковским. Впрочем, для писателей последнего десятилетия уходящего века "Бесконечный тупик" можно считать вершиной, до которой никто из них так и не добрался.

Но, так как Розанова на родине долгое время практически не издавали, а Галковский существовал в основном в андерграунде, основоположником современной "малой прозы" из официально признанных членов Союза писателей можно считать Владимира Солоухина. В конце 70-х и в 80-е его "Камешки на ладони" регулярно занимали почетное место в столичных журналах, радовали читателей "Литературки" и выходили отдельной книжкой. А вслед за Солоухиным и другие литературные мэтры стали распахивать это плодородное поле. А уж последние год-два для многих писателей точно стали временем разбрасывания своих камешков по разным изданиям.

В # 8 "Нашего современника" советский классик Юрий Бондарев печатает "взгляд и нечто" под названием "Мгновения". Жанр не обозначен, рубрика -"проза". Тут тебе и размышления о цели и смысле жизни (со ссылками на Евангелие от Матфея), и поучительные исторические анекдоты с многозначительной авторской оценкой, и короткий сюжетный рассказик о том, что малограмотный паренек не пара образованной городской девушке (свежее наблюдение!), и гневные выпады против критиков "демократического" лагеря... И все это изложено весьма витиевато, претенциозно и с пафосом. Ну попробуйте-ка с первого прочтения постичь смысл сей заковыристой фразы: "Высоколобые теоретики в большинстве своем поклонники модерна, поэтому они ужаснейшие свергатели великих традиций и классики, в ослеплении не подозревающие, что имя их бранным опусам - слава ругаемых гениев"! Конечно, классик многое может себе позволить - главное ни на мгновение не усомниться в том, что ты классик. Бондарев себе сомневаться и не позволяет...

Но вот что обидно: порой в "Нашем современнике" скорее, чем в "Знамени" или в "Октябре", можно найти нечто подходящее для чтения, (например, рассказы Ярослава Шипова или статьи по истории России Вадима Кожинова), а вот такие пафосные "Мгновения" способны оттолкнуть (и отталкивают) от этого журнала любого здравомыслящего читателя.

А главный редактор "Юности" Виктор Липатов, звания советского классика не снискавший, чтобы заявить о своих сложных чувствах городу и миру, напечатал в шестом номере этого журнала свои "мгновения". Они называются "Маленькие безумства любви" и проходят под рубрикой "Микропроза". Любовь главный редактор воспевает примерно теми же словами, что и безымянные авторы сентиментальных рассказиков в девичьих песенниках. "Меня поразили в девушке глаза... в них клубилась какая-то смута, виделись в них мне лес, озеро и почему-то заблудившийся олененок". Не глаза, а передача "В мире животных". Правда, микропроза Липатова невыгодно отличается от тех рассказиков полным отсутствием связного сюжета. Истории нет, смысл туманен, остались одни чувства, тонкие, нежные, еле уловимые. Хотя, впрочем, и у Липатова есть один сюжетный рассказик - о бедной девушке, которая утопилась, но не вышла замуж за нелюбимого.

Однако к "малой прозе" тяготеют не только ортодоксы с Комсомольского проспекта. Наши замечательные и раскрученные "демократические" писатели тоже не чураются этого жанра. Андрей Битов, например, давно уже не радует своих читателей ничем, кроме раздумчивых и разрозненных фрагментов. "Раздвоение вечности (Исповедь двоеженца)", когда-то опубликованная в "Звезде", "Айне кляйне арифметика русской литературы", да и "Неизбежность ненаписанного"... Хотя Битов, казалось бы, тоже судьбой заслужил право на собственное "нечто" - и иногда это "нечто" выходит действительно интересным и многозначительным, но чаще после прочтения на языке вертится недоуменный вопрос: да к чему все это?

Конечно, может быть, "малая проза" - самый адекватный сегодняшней реальности жанр. Наш мир раскололся на кусочки, которые никак не хотят снова собираться в целое. Невозможность строить какие-то планы, протягивать ниточку из прошлого в будущее через сегодня - дай-то Бог этот день нормально пережить, а о "завтра" никто и не загадывает.

А может быть, ларчик открывается совсем другим ключом. Есть такое понятие - творческий кризис. То есть когда не пишется, не пишется и не пишется. Идей нет, потребности водить ручкой по бумаге (или стучать по клавишам компьютера) нет, а реноме действующего писателя поддерживать нужно. И тогда на помощь приходят "Мгновения", или "Камешки", или микропроза, или "Арифметика русской литературы". Словом, "взгляд и нечто".

Однако, почитав "толстые журналы", все-таки приходишь к выводу, что разного рода "камешки" - это еще полбеды. "Камешки"-то коротенькие. Хуже, когда "взгляд и нечто" растягиваются на печатные листы - как, например, в случае с "Long Distance, или Славянский акцент" Марины Палей, которую нудно публиковал "Новый мир" на протяжении пяти номеров. Но это уже совсем другая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1880
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1182
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
872
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1164

Другие новости