Нежность председателя жюри Олега Табакова, думается, была приятна отмеченному за театральную педагогику Зиновию Корогодскому.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
РУКОВОДСТВО Фонда Станиславского устойчиво в своих привязанностях к отелю "Балчуг-Кемпински". В одном из его роскошных залов "Atrium" в понедельник (после двухлетнего "антракта", когда премии не вручались) прошла очередная церемония вручения Премий Станиславского. Как сообщил президент Фонда худрук театра "Ленком" Марк Захаров, эта премия денежная - 3000 условных единиц. 25 сентября лауреатам вручали дипломы, деньги обещали вручить на следующий день, 26 сентября.
Съезд гостей был назначен на 18.30. Огромный лимузин подвез Аллу Борисовну Пугачеву, и все солидные иномарки показались игрушечными машинками. Была ли Алла Борисовна гостем Фонда или заехала просто на чашку кофе в "Балчуг", выяснить не удалось. После легкого аперитива приглашенные поднялись в зал. Режиссером шоу в духе новой респектабельности на этот раз стал Юрий Грымов. В зал напустили дыму и подсветили каким-то синеватым неоном. Музыка Эдуарда Артемьева усиливала ощущение мрачноватой заоблачности. Текст ведения для Марины Ильиной, как всегда, был написан драматургом Иваном Охлобыстиным. К сожалению, акустика зала пришла в противоречие с микрофонами, и творчество Охлобыстина, как и многие выступления, не дошло до ушей присутствующих. С микрофонами справились только Марк Захаров, вице-премьер столицы Людмила Швецова и Кирилл Лавров.
Мы уже информировали своих читателей о лауреатах (см. "НГ" от 15.09.2000). За лучшую мужскую роль премия вручена Армену Джигарханяну за роль Доменико Сориано в спектакле "Город миллионеров" театра "Ленком". Но Джигарханян заболел, и премию получал за своего старшего товарища Александр Лазарев-младший. По неизвестной причине не было еще одного лауреата - английского актера Йена Маккеллена, которому вручалась премия "За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства".
Нина Агишева, член жюри, театральный критик, вручая диплом, заметила, что "Джигарханян переиграл не только такую выдающуюся актрису, как Инна Чурикова, но и такого актера, как Марчелло Мастрояни". Александр Лазарев-младший выслушал все с почтением и обещал передать мэтру российской сцены.
"Лучшая женская роль" досталась Евдокии Германовой за роль Насти в "На дне" в спектакле Адольфа Шапиро (Театр п/у О.Табакова). Константин Райкин поздравлял актрису и прочел отрывок из "Евгения Онегина". Германова вышла на сцену и держала долгую паузу, потом начала что-то говорить, и в результате самым понятным в ее выступлении оказалась именно пауза.
На полях заметим, что две премии получили актеры театров, руководители которых являются членами жюри и правления Фонда Станиславского: Марк Захаров и Олег Табаков. Знаменитые театральные деятели не стали скрывать своих "корыстных" интересов, правда, выдали их на пресс-конференции как шутку: мол, мы здесь представляли интересы собственных коллективов. Лоббирование собственных интересов за счет Премии Станиславского, увы, здесь налицо. В прошлом сезоне, к примеру, среди женских ролей выделялись две работы: Марины Нееловой (королева Елизавета) и Елены Яковлевой (Мария Стюарт) в спектакле "Современника" "Играем... Шиллера!", которые, на наш взгляд (да и по рейтингам, проводимым "НГ"), заметно выделялись и психологической глубиной, и смелым способом театрального существования.
Прошедший сезон особенно богат на мужские роли: и Сергей Маковецкий (Коврин) в спектакле ТЮЗа "Черный монах", и Александр Калягин в заглавной роли в спектакле "Шейлок" Роберта Стуруа, и герой пьесы "Контрабас" Константина Райкина, и, наконец, Евгений Миронов в спектакле "Борис Годунов" Деклана Донеллана. Конечно, при таком богатстве жюри обречено на отбор, и кто-то из номинантов все равно окажется за бортом. Но всегда в целях большей объективности можно найти выход. Нашли же его в конце концов, вручив две премии театроведам: Ольге Радищевой за трехтомник о Станиславском и Немировиче-Данченко, исследователю, который сорок лет своей жизни посвятил архивам и документам. Труд колоссальный и оценен по заслугам. (Вероятно, вручение этой премии правильнее было бы доверить кому-то из профессионалов, исследователей истории Художественного театра...) Доктор искусствоведения, профессор Видас Силюнас поощрен премией за две книги "Испанский театр ХVI-ХVII веков" и "Стиль жизни и стиль искусства". В этом случае награду вручал коллега Силюнаса, профессор Алексей Бартошевич.
Безусловным выбором можно считать вручение премии Петру Фоменко (ее вручал с огромным почтением другой мэтр, Марк Захаров). Михаил Швыдкой поздравлял Александра Григоряна - режиссера Государственного театра Армении, носящего имя Станиславского. Премией "За театральную педагогику" отмечен Зиновий Корогодский. За выдающиеся достижения в области русского психологического театра жюри наградило Кирилла Лаврова. Встречая его, зал встал, как говорят в таких случаях, в едином порыве.
Ближе к финалу Марк Захаров отметил режиссуру церемонии, как всегда, лукавой иронией, заметив, что Грымов указал нам путь к Бродвею и наш долгожданный третий путь. Под Бродвеем, видимо, подразумевалась сценография: натянутое над головами присутствующих белое полотно эффектно удалялось, открывая взору огромную люстру в богатом золоченом декоре.
Волнительным моментом церемонии стали слова памяти об Олеге Ефремове. Зал в почтении встал и помянул выдающегося художника.