Новые скандалы в Большом в очередной раз ставят общественность перед выбором. Что делать: бить в колокола? Объявлять поминки? Или - ждать нового возрождения?
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В информационном центре "Аргументы и факты" состоялась пресс-конференция художественного руководителя балета Большого театра Алексея Фадеечева. Он выразил серьезную озабоченность положением в балете ГАБТа, связанную с непродуманными репертуарными решениями нового арт-директора ГАБТа Геннадия Рождественского, который не посещал театра 18 лет. "В репертуаре царит невнятица, артисты не знают, что им репетировать", - сказал Фадеечев. По словам худрука балета, спектакли снимались с афиши и намеченные премьеры были отменены Рождественским еще до его отъезда на долгий срок (в числе их "Корсар", "Дочь Фараона" и предполагаемая постановка австралийского хореографа), причем часто без объяснения причин, а альтернативные предложения Рождественского выражались во фразах типа "мысли есть, но они должны отстояться".
Английский художник Питер Фармер, с которым велись восьмимесячные переговоры о работе над балетом "Корсар", в сентябре должен был представить макет. Но "Корсар" отменен и Фармеру отказано. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на подготовке гастролей в Ковент-Гарден, которые были намечены на 2001 год.
В отсутствие арт-директора (Рождественский уже получил в театре прозвище "виртуальный худрук") прошла встреча министра культуры Михаила Швыдкого с труппой, во время которой министром были выдвинуты постановочные предложения, не подкрепленные ни именами хореографов, ни (как в случае с приглашением Алексея Ратманского) предварительным согласием постановщика. Испорчены отношения с влиятельной организацией - американским Фондом Баланчина, который бесплатно предоставлял Большому театру балет "Бугаку", но Рождественский отказался от этого, фактически согласованного по всем статьям предложения. В связи с отменой новых постановок и неопределенностью перспектив под угрозой срыва оказались зарубежные гастроли. Ответственность за это Фадеечев возложил прежде всего на министра культуры Михаила Швыдкого. Фадеечев зачитал обращение профсоюзного собрания труппы, с текстом которого он намерен обратиться в Государственную Думу. Худрук балета будет добиваться также встречи с Валентиной Матвиенко. По мнению Фадеечева, он оказался в положении, когда ему "предлагают собственными руками разрушить свой дом", отчего могут выиграть в конкурентной борьбе за мировые гастрольные рынки лишь "блестящие умы, работающие в Мариинском театре". Что касается прихода Юрия Григоровича на постановку "Лебединого озера", то, по мнению Фадеечева, эту редакцию уже много лет прокатывали по всему миру и театр нуждается сегодня в иной версии балета, более приближенной к первоисточнику. "Лучше бы Юрий Григорович поставил в Большом совсем новый балет, - сказал Фадеечев. - Театру нужны новые постановки, потому что мы живем уже в третьем тысячелетии".
Срывается десятинедельный гастрольный тур в Америку с 70 спектаклями. Видимо, он будет отменен, поскольку пришел факс от организаторов с американской стороны, в котором они пишут, что в нынешней ситуации американские партнеры не могут сдержать свои обязательства перед Большим.
26 ноября должен был состояться балет "Лебединое озеро" в хореографии Васильева. Балет отменен, заменен на "Бориса Годунова" с Рождественским за пультом (вероятнее всего), но балет был заранее продан Благотворительному фонду детей-инвалидов. По мнению Фадеечева, Рождественский "подставлен": "Я не верю, что такой мастер мог так расправиться с балетом. Видимо, он получил злой совет или приказ".
Слухи о возвращении Григоровича, в любом случае - триумфальном, представляются все же несколько преувеличенными. Хотя совершенно очевидно, что сегодня эти слухи усиленно педалируются сторонниками возвращения Григоровича в Большой. По той конфиденциальной информации, которую мы получили из недр Министерства культуры, где по-прежнему находится подобие штаба реформы в Большом, в руководстве этого ведомства не думают о приглашении Григоровича на ту или иную руководящую должность. "Речь может идти только о восстановлении одного или нескольких старых балетов", - сказал наш высокопоставленный источник.
Фадеечев сказал, что напряженная и нервозная обстановка в Большом, несомненно, повлияет на качество спектаклей. Ничего хорошего нет в том, что решение всех репертуарных вопросов отложено до возвращения Рождественского - то есть до ноября. Но в самый разгар театрального сезона поздно принимать репертуарные решения, - во всех крупных и серьезных театрах мира репертуар формируется и принимается заранее. В этом мы с ним совершенно согласны. Кстати, это наверняка приведет и к падению доходов в Москве, ведь в последнее время билеты - по валютным ценам - бронировались задолго по Интернету. "Дочь Фараона", снятая Рождественским, стала самой кассовой постановкой театра.