На открытии первого кинофестиваля "Владикавказ-2000" президент фестиваля Аким Салбиев сообщил, к восторгу полутора тысяч зрителей, что при поддержке руководства Северной Осетии кинофорум может стать ежегодным. Первыми в тот вечер поднялись на сцену Георгий Жженов, Зинаида Кириенко, Георгий Данелия, Ирина Мирошниченко, Дмитрий Харатьян, Аристарх Ливанов, Александр Хван, Виктория Токарева - такого звездопада на культурном небосклоне Северной Осетии и всего Северного Кавказа не наблюдалось несколько десятков лет. Поэтому Владикавказский кинофестиваль можно с полным правом назвать единственным на юге России за последнюю четверть века.
Мифическую историю возникновения Владикавказского кинофестиваля поведал его президент, актер и режиссер Аким Салбиев: "Я лишь пытался реализовать мечту моего вгиковского мастера Сергея Герасимова, который из Северной Осетии, где выбирал натуру для своего очередного фильма, сказал нам: "Я влюбился в осетинскую Швейцарию с ее неземной красотой! Теперь я мечтаю провести там кинофестиваль!"
Почему кинофестиваль? И почему именно во Владикавказе? Приведем два ответа на эти не бессмысленные для нашего времени вопросы. Георгий Данелия, кинорежиссер: "Людям необходимы, как глоток свежего воздуха, положительные эмоции, чтобы не задохнуться в потоке отрицательных - жизнь прекрасна! Именно поэтому я мог бы не полететь в Канны, но отказаться от приглашения поехать во Владикавказ не мог никак, потому что на юге, а не в Каннах решается судьба России". Александр Дзасохов, президент Северной Осетии: "В наше интересное, но непростое время мы избрали для себя такую форму поведения, которая бы позволила через культуру и добро вытеснить с юга России то, что не соответствует нашему истинному внутреннему образу и менталитету".
Думается, этих двух высказываний достаточно, чтобы понять, почему девизом кинофестиваля "Владикавказ-2000" стали три актуальных символа: "Мир. Духовность. Культура". О них много говорилось во время дискуссии в рамках кинофестиваля. Народный артист СССР Георгий Жженов, который отметил недавно свое 85-летие и которому в Челябинске в дни Владикавказского фестиваля открыли памятник, сказал, что он не стыдится за созданные им образы. В том числе и советских интеллигентов, потому что они отвечали духу великой страны. Другой же народный артист СССР - Георгий Данелия - заявил, что "интеллигенция "хороша" тем, что она первой призывает на баррикады, а затем прекрасно ладит с новой властью, и этим постоянно раздражает народ". Мэтр киноискусства задал сам себе вопрос: "Станет ли культурнее наш народ, если государство выделит из бюджета больше средств на культуру?" и категорически отрезал - "Нет! Мы получили свободу слова, но мы не стали от нее духовно богаче!"
Фестиваль был интересен не только дискуссиями, но и фильмами. Их было четырнадцать, среди которых "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, "Фортуна" Георгия Данелия, "Маша и звери" Марка Юзовского, "Дрянь хорошая, дрянь плохая" Александра Хвана. Если бы в зале была аппаратура, позволяющая определить степень эмоциональной реакции зрителей, она не выдержала бы напора уже на второй день фестиваля во время премьерного показа "Фортуны". Итоги просмотра таковы: один из зрителей вывихнул от хохота челюсть (ее тут же водворил на место находившийся рядом доктор), под двумя зрителями сломались кресла, на полчаса вышел из строя кинопроектор, а десятки людей поклялись, что больше не будут смотреть кино по телевидению. Интересно, что когда сеанс прервался, зрители не свистели и не топали ногами, а требовали от режиссера рассказать концовку фильма, чем вызвали приступ смеха у остроумного, ироничного и мудрого Данелия. А его обращение: "Дорогие лица всех национальностей! Я прожил вместе с вашими дедушками и бабушками, и вместе с вами 70 лет, и другие лица мне не нужны!" - вернулось к нему мгновенной ответной реакцией зала: "А нам нужны Вы!".
Когда актриса Зинаида Кириенко сообщила, что она родилась в Махачкале на улице Буйнакской, а муж ее - родом из Грозного, и поэтому они всей семьей следят за событиями на Кавказе, зал притих. Слишком близко от Владикавказа до Грозного и Махачкалы, чтобы не воспринимать все происходящее там всем сердцем. Не случайно Данелия как-то обронил: "Пир души, устроенный в гостеприимном Владикавказе, останется навсегда в сердцах, а не на пыльных полках, рядом с призами за участие в других фестивалях".
Статистика фестиваля свидетельствует: за неделю около двух десятков встреч с актерами и режиссерами, 18 тысяч зрителей, около 500 вопросов и ответов, сотни вернувшихся под лоно российского кино поклонников.
Владикавказ