Первыми концертами вокального фестиваля с таким гордым названием открыл свой новый сезон фонд Ирины Архиповой. Цикл посвящен 100-летию Большого зала консерватории. "Мы хотим привлечь внимание слушателя не только к мировым оперным шедеврам, неизвестным или мало известным в России, - говорит выдающаяся русская меццо-сопрано, - но и представить Москве наших певцов, которые в силу сложившихся обстоятельств не так известны у нас, но признаны мировыми оперными домами и западной критикой как лучшие исполнители тех или иных партий. Концерты будут представлять собой как выступления отдельных певцов с оперными фрагментами, так и показ целых опер". В планах фестиваля, если ничего не помешает, концертные версии "Набукко" Верди, "Нормы" Беллини, "Анны Болейн" Доницетти, "Весталки" (легендарная опера Спонтини 185 лет не исполнялась в России и никогда в Москве).
Судя по всему, весь этот калласовский репертуар предназначается для новоиспеченной заслуженной артистки Людмилы Магомедовой. Именно ее концерт с итальянской программой, кульминацией которой стал второй акт пуччиниевской "Турандот", и прошел в БЗК под номером один. Идея была продемонстрировать безграничные возможности певицы, которая славится силой своего драматического сопрано, и воскресить музыку, овеянную мистическим ореолом "неисполнимости". За пультом БСО стоял тонкий знаток своего дела, замечательный оперный дирижер из Молдовы Александру Самоилэ, заболевшего солиста Большого театра Олега Кулько экстренно заменил в партии Калафа тенор из театра "Геликон" Вадим Заплечный.
Вторым персонажем в галерее "возвращающихся" оказался 30-летний башкирский бас Аскар Абдразаков, давно уже ангажированный западным оперным конвейером. Не обладая (как, впрочем, и Шаляпин) голосом стенобитной силы, певец отличается интеллигентной манерой и действительно высокой культурой звука. К сожалению, харизматические басовые арии Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Бойто и Гуно на сей раз были исполнены несколько однообразно и в чем-то неуверенно. Возможно, одной из причин была слабая игра и далеко не первоклассные партнерские качества Ярославского губернаторского оркестра под управлением Мурада Аннамамедова.