Люди и звери под куполом.
"ЛЮДИ! Звери! Овации!" - так называлось представление, которым Московский цирк на проспекте Вернадского открыл юбилейный 30-й сезон. Постановщик шоу Леонид Костюк, художественный руководитель театра, рассказал на пресс-конференции, что раньше прологи цирковых представлений были "идеологически направлены": под звуки гимна появлялся огромный, ярко освещенный портрет Брежнева, и только после этого могли выступать дрессированные коты и крокодилы, акробаты и клоуны. Пролог нынешнего циркового шоу тоже не грешил оригинальностью: на арене появились мальчик и девочка, пораженные тем, что оказались в цирке; грянул оркестр, засверкали прожекторы, и под аплодисменты на арену выбежали артисты.
Уникальность этого представления состоит в том, что здесь занято более пяти десятков животных. Слон играл с публикой в футбол, дикобразы деловито перебегали через все препятствия, кот оседлал бульдога, а медвежонок скакал на яке... Собаки давали урок географии, "вылаивали" слово "мама", тигр проехал на мотоцикле, а после этого медведи, одетые в матросские тельняшки, прошли по канату. Клоуны, появлявшиеся в паузах, не были сильной стороной этого профессионального, энергичного, стремительного шоу. Когда из тебя чуть ли не клещами вытягивают смех, хотя бы из духа противоречия хочется сдвинуть брови. Хохотали преимущественно дети - видимо, над тем, что взрослые ведут себя как маленькие.
Гимнасты были замечательны. Елена Попова и ее голуби делали немыслимые виражи под куполом. Там же опасно кружили, готовые в любую минуту сорваться и заставляя публику испытывать мгновения сладкого ужаса, Маргарита и Денис Венедиктовы. Словом, смех, жалость и ужас - все, чего требовал Пушкин от идеального драматического произведения, - можно в полной мере ощутить в цирке на проспекте Вернадского.
Гвоздем программы стал аттракцион "Русские качели", исполнители которого завоевали звание лауреатов международных конкурсов в Монте-Карло, Вероне и Китае. Описывать все их полеты, кульбиты и прыжки - задача неблагодарная. В финале "впервые в истории мирового цирка" (так объявлено) было совершено двойное сальто-мортале под куполом. На мировом рекорде все и закончилось.