Портрет графа Б.П. Шереметева работы Ивана Аргунова.
ЗАЛЫ московской галереи "Дом Нащокина" - небольшие, почти камерные, обклеенные обоями под штоф, - встречают своих гостей атмосферой ненавязчивой торжественности. По периметру, как и полагается на добротной академической выставке, в рядок развешены портреты: по одному, по два, по четыре на стене. Не слишком тяжеловесные золоченые рамы обрамляют фигуры импозантных людей в припудренных париках и пышных одеждах. Их взгляды пристальны, исполнены достоинства, но, пожалуй, лишены высокомерия. Они представляются вам так, будто участвуют в ритуале официального высокосветского приема. Царь Петр I, Анна Иоанновна, Екатерина II, Петр III, цесаревич Павел Петрович, его две супруги и Мария Федоровна, чета Шереметевых, чета Воронцовых, статс-секретарь Екатерины II Олсуфьев, воспитатель Павла I Никита Иванович Панин┘ Если потрудиться сосчитать - 47 персон.
Такие выставки проходят уже не в первый раз, и дай бог еще будут случаться. Переполненные фондохранилища столичных и провинциальных музеев (в особенности музеев-усадеб, чьи интерьеры и неблагоприятное финансирование плохо сообразуется с текучкой выставочной работы) перемещаются в уютные новоотремонтированные галереи. Правда, усадьбу Кусково страждущим музеем не назовешь. Однако свою живописную коллекцию доселе и им показать было негде: "мешало" подлинное убранство дворца. И вот теперь нашлось компромиссное решение, как говорится, на радость всем. Молодой "Дом Нащокина", перенявший вместе с именем знаменитого русского мецената вкус к русским древностям, выставляет у себя знаменитую портретную галерею графов Шереметевых.
Во дворцах петровского и екатерининского века фамильные портретные галереи - свидетельство древности рода, демонстрация предшествующих заслуг династии перед отечеством, знак ее нынешнего высокого социального положения, определяемого, прежде всего, по степени близости ко Двору. Знак приближенности - наличие на стенах дома портрета августейшего монарха хоть и заочно, но зато постоянно подтверждающего свое благоволение хозяину. Вокруг чинно располагаются славные предки в соответствии с законами жанра парадного портрета с атрибутами своей деятельности: военный - в доспехах, государственный чиновник - с бумагами или орденами. Во дворцах придворной знати XVIII века, как правило, эти портреты чинными рядами вывешивались в самых первых парадных помещениях и в буквальном смысле этого слова были главным украшением дома. Декорируя на манер панно неприглядные и холодные стены, красочная и представительная живопись создавала вокруг гостеприимца ореол семейной славы и достоинства.
Графу Петру Борисовичу Шереметеву было чем "оснастить" парадную гостиную его любимой "летней загородной увеселительной резиденции" в селе Кусково. Его коллекция насчитывала 128 портретов (сохранилось всего 113) - сплошь властители европейских держав, иерархи Православной Церкви, военачальники, именитые придворные. Среди последних - военачальников и придворных - много Шереметевых: генерал-фельдмаршал Борис Петрович - "ближний боярин" Петра I, доблестный вояка, посол и первый русский (православный!) мальтийский кавалер; изысканный и искушенный царедворец Петр Борисович; его свояк (отец супруги) князь Алексей Черкасский.
На сей раз кусковские хранители и хозяева "Дома Нащокина" показывают лишь половину своего портретного собрания - 47 полотен с изображением русских монархов и русской аристократии. И так уж получается, что история одного семейства, всегда гордившегося и всегда подчеркивавшего свою близость к дому Романовых, адекватно представляет историю русского Двора - от "смутных времен" молодого Петра до "гамлетовских" метаний цесаревича Павла Петровича. И так уж получается, что история семейства, столь явно демонстрирующего свою причастность к славе русского государства, приоткрывает перед нами другой (неминуемый) ракурс причастности ко Двору - царская немилость, отчуждение, личные антипатии, интриги. Особенно поучительна судьба Натальи Борисовны Шереметевой, спустя три месяца после счастливой помолвки с Иваном Долгоруким последовавшей за своим благоверным в ссылку. Безвременная кончина Петра II, благоволившего к Долгоруким, обернулась этому семейству многолетними жестокими гонениями со стороны Анны Иоанновны и ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Галерея Шереметевых сохранила для нас лица и тех и других.
Выставленные в "Доме Нащокина" портреты хрестоматийны. Почитатели русского искусства XVIII века без труда распознают в работах "неизвестных художников" иконографические типы Рослена, Матвеева, Каравакка, но - в копиях, исполненных крепостными художниками. В чем в XVIII веке не видели ничего зазорного. Ведь художник - всего-навсего посредник, который лишь фиксирует не им созданный характер и не им выстроенную судьбу.