СЕГОДНЯ о "Молодой России" и ее руководителе много говорят. Оркестр хорошо знают за рубежом и ежегодно приглашают на гастроли, продолжаются поездки по городам России. Смею предположить, что процесс становления коллектива (год рождения - 1993-й) был делом нелегким, и прежде всего для самого маэстро Марка Горенштейна. Сначала было количество - накопление репертуара. Концертный принцип: каждое выступление в Московской консерватории - новая программа. И количество чрезвычайно быстро переросло в качество.
Москва - город жесткий, жестокий даже (впрочем, как и все культурные столицы мира), отвергающий пришельцев. Горенштейн вошел в эту среду очень поздно, всего семь лет тому назад. Существовала реальная опасность быть отторгнутым. В этом и заключается борьба, конкуренция, в которой кто-то побеждает, а кто-то неизменно проигрывает. Марк Горенштейн экзамен на жизнеустойчивость выдержал. Он и есть тот самый трудяга, который изо дня в день бьется за достижение результата. Он решил свою проблему, осуществил мечту: из юных музыкантов, не имевших никакого оркестрового опыта, он создал высококачественный инструмент (оркестр) и может играть на нем ту музыку, которую слышит, которой предан свято.
В канун предстоящего сезона попытаюсь дать оценку сезону прошедшему. Многие концерты "Молодой России" запомнились как музыкальные события. Рихард Штраус, симфонические поэмы "Дон Жуан" и "Смерть и просветление", Концерт для скрипки с оркестром - как впечатляющи в интерпретации Горенштейна и Федотова романтический пафос, рыцарский дух и истинное благородство этой музыки... Пять частей из балета Дмитрия Шостаковича "Болт": музыкальный декор, угловатость и озорство, возведенные в некий эстетический эталон, перекличка солистов и групп - блистательная игра звуковых метаморфоз, ритмов, образов, воображения наконец!.. Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева - знаменитый Николай Петров вместе с Горенштейном создает своего рода шедевр... Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена - молодой Денис Мацуев, пока еще более убедительный в быстрых темпах и предпочитающий стихию виртуозности, неожиданно удивляет нас сосредоточенностью и глубоким лирическим чувством в средней, медленной части... Пластичность фразировки, ритмическая гибкость, роскошное звучание оркестра подчеркивают самобытную красоту Концерта Эшпая для саксофона с оркестром, партитура которого органически соединяет в себе "академию" и "джаз"... Сюита из балета Петра Чайковского "Щелкунчик" - чистота инструментального тона, трогательная лирика и захватывающе мощные кульминации... Седьмая ("Ленинградская") симфония Шостаковича - новый взгляд на великую партитуру, память о прошлом - и ощущения, мысли, рожденные нынешним временем, со всеми его смятениями и тревогами...
Ну а чем же грозит нам предстоящий сезон? К шестнадцати выпущенным зарубежными и российскими фирмами дискам добавятся еще два. Оркестр приглашен на гастроли в Англию и Германию. В Москве пройдут десять абонементных концертов. Среди прочих прозвучат Десятая симфония Шостаковича, Первая Малера, Пятая Чайковского. Услышим мы и редко исполняемый Скрипичный концерт Шумана (в версии для виолончели с оркестром Князева), "Картинки с выставки" Мусоргского-Равеля, "Кармен-сюиту" Бизе-Щедрина, Концерт для фортепиано с оркестром Скрябина (солист Николай Луганский)... А откроется сезон гала-концертом, посвященным 175-летию Штрауса.
Каждый концертный сезон для оркестра Горенштейна - преодоление еще одной, более высокой творческой ступени: с самого начала - и до сегодняшнего момента. Говоря словами Пушкина, оркестр "...в искусстве безграничном достигнул степени высокой".