Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Интересно, сколько лет художнику Леониду Шварцману? Нет, то есть сколько по паспорту - известно, недавно в ЦДХ открылась персональная выставка, посвященная его 80-летию. А вот сколько на самом деле? Сколько лет может быть человеку, нарисовавшему Чебурашку, Крокодила Гену и неподражаемую старуху Шапокляк? Слоненка, Мартышку и Попугая, и Удава длиной в 38 Попугаев? Котенка по имени Гав?.. А сколько лет было Александру Блоку, когда он написал "Как мало в этой жизни надо нам, детям, - и тебе, и мне. Ведь сердце радоваться радо и самой малой новизне..." Дети смотрят на мир удивленно-радостно, но лишь немногим дано сохранить этот взгляд на всю жизнь.
Наши "Золотая антилопа" и "Снежная королева" ничуть не уступают хваленым диснеевским - их тоже рисовал Шварцман. На выставке есть эскизы к "Снежной королеве" - старинный скандинавский город с остроконечными крышами, изломанные линии, сумрачные, темные краски и словно бы вспышки света там, где маленькие фигурки мальчика и девочки.
Это вообще характерно для Шварцмана - он словно кладет краски на золотой, светящийся фон, и золотые сполохи прорываются через темноту. Рисунки к "Снежной королеве" - 1957 год, серия "Старый Минск. Воспоминания детства" - 1995-й. Но стилистика та же: добрая старая сказка, только золотые сполохи чаще. И больше изломанных линий - временами сказочный город словно бы проваливается в тартарары, исчезает, как исчез тот Минск, который художник знавал в детстве. Счастье хрупко, одно утешение - во власти художника удержать его в своих картинах.
Совсем другие рисунки к гоголевским "Шинели" и "Портрету". Золотое свечение почти незаметно, черные косые тени, преобладание коричневых и темно-серых тонов. Время на границе дня и ночи, душевные сумерки, в которых бредут гоголевские персонажи. И это тоже Шварцман.
Выставка очень небольшая - всего один зальчик. И на этом весьма ограниченном пространстве - такая большая жизнь.