Из-за кардинальных перемен в управлении Большим театром сбор прославленной труппы напоминал растревоженный улей. Взволнованные лица артистов, музыкантов и представителей технических служб напоминали о житейской истине: известность перспектив - основа счастья. Приехали вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко и министр культуры Михаил Швыдкой. Чувствуя напряжение зала, они сразу же задали деловой тон: Матвиенко "от имени правительства" поздравила присутствующих с началом нового, юбилейного для ГАБТа сезона и выразила благодарность Владимиру Васильеву и Владимиру Коконину, которые "трудились искренне и самоотверженно". Но "жизнь течет", сказала далее вице-премьер, и сегодня ГАБТ требует нового подхода в решении проблем. Указы президента должны "вывести ГАБТ из сложного, но не кризисного положения, в котором театр оказался в силу объективных причин". Грядущая реконструкция театра - это, по словам Матвиенко, "вопрос государственной важности", и он будет взят правительством на особый контроль. Но это и огромные денежные потоки, "распорядиться которыми непросто". Поэтому генеральным директором назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы".
Взявший слово министр культуры Михаил Швыдкой прежде всего принес извинения отсутствовавшему Владимиру Васильеву за "некоторую бестактность": я не успел переговорить с Васильевым до того, как было объявлено о переменах в Большом театре, сказал министр. По мнению Швыдкого, Васильев - человек многообразных дарований, и "он должен остаться в жизни российской культуры". Министр заверил, что контрактная система в театре сохранится, хотя она далеко не совершенна. В дальнейшем контракты превратятся, как выразился Швыдкой, в "полноценную систему защиты работников театра от руководства и руководства - от работников театра". Что касается передачи Большого в юрисдикцию Минкульта, то в этом, по мнению министра, нет ничего сенсационного: Мариинка все эти годы оставалась в ведении министерства, и это театру не повредило. Михаил Швыдкой представил бывшего солиста оперы ГАБТа, а ныне преуспевающего бизнесмена Александра Ворошило как нового "заместителя директора театра".
Но прежде труппе и прессе был представлен Анатолий Иксанов - новый генеральный директор ГАБТа, о котором рассказали скупо: 20 лет работал у Товстоногова главным администратором и директором Большого драматического театра в Ленинграде, где имел опыт ремонтных работ, потом занимал высокую административную должность на телеканале "Культура". Директор держался скромно и сказал буквально два слова об ответственности, которую он ощущает на посту руководителя "театра - лидера музыкального творчества России". Неизвестного в Москве Иксанова приняли сдержанно, зато при объявлении следующей фамилии зал взорвался аплодисментами. Заместителем генерального директора и генеральным художественным директором ГАБТа стал знаменитый дирижер Геннадий Рождественский.
Речь Рождественского показала, что в театр пришел художественный директор с сильным характером. Завоевав расположение аудитории воспоминаниями о себе ("Я начинал в Большом почти 50 лет назад как стажер, дирижер сцены духового оркестра и помощник библиотекаря") и о былой славе театра (гастроли Галины Улановой в Лондоне и оперы в Париже), обрушив на слушателей поток шуток ("Меня можно назвать "живой легендой" и "динозавром"), Геннадий Николаевич нелицеприятно объявил: "За последние годы нам пришлось быть свидетелями некоторого регресса в ГАБТе при полном попустительстве верховной власти". От меня ждут негатива в адрес директорской деятельности выдающегося танцовщика Васильева, и я не хочу оправдывать ожидания, сказал Рождественский, но тут же добавил: стремление бывшего арт-директора совмещать профессии "администратора, балетмейстера и оперного режиссера" было бы уместнее в "какой-нибудь частной антрепризе типа "Новой оперы" Колобова".
Рождественский полон решимости "покончить с расхожим представлением о Большом театре как о популярном учреждении, в которое идут люди "вне зависимости от репертуара". Интерес народа к красотам старинного здания надо удовлетворять по примеру Парижской оперы и миланского "Ла Скала": пускать дневные экскурсии за плату. Новый худрук, который много лет жил за рубежом и, по собственным словам, посещал Большой театр лишь "по официально-торжественным поводам", начинает "период ознакомления с коллективом, сегодняшних возможностей которого он не знает, но чутьем ощущает, что у труппы ГАБТа есть обнадеживающий творческий потенциал". Для этого арт-директор собирается "разумно сократить" свою дирижерскую деятельность за границей. Рождественский намерен приглашать в театр крупнейших российских и зарубежных дирижеров: Светланова, Темирканова, Китаенко, Гергиева, Мути и других. Невольно вспоминаются пламенные обещания того же рода, данные когда-то Владимиром Васильевым при "инаугурации", но почти не исполненные как из-за отсутствия достаточных средств у приглашающей стороны, так и от недостатка энтузиазма знаменитостей, особенно заграничных. Рождественский намерен также пересмотреть гастрольный план театра (сказано без уточнения, в какую сторону этот план изменится; возможно, имеется в виду увеличение гастролей оперы). Будут внесены изменения в репертуар. В частности, художественный директор выразил недовольство тем, что оперу "Борис Годунов" в сезон 2000/01 г. планировали показать только два раза, а балет "Дочь фараона" - целых семь раз. Этот тезис публично оспорила прима-балерина ГАБТа Нина Ананиашвили: она напомнила, что количество оперных и балетных спектаклей в афише должно быть одинаковым: 50 на 50, а потому указанные спектакли не имеют друг к другу никакого отношения. В ответе Рождественского явно ощущался иронический подтекст: "Вы правы, "Борис Годунов" действительно не имеет никакого отношения к "Дочери фараона".
Подобная категоричность нового художественного директора кажется несколько странной. Безусловно, слух музыканта не может не резать музычка, сочиненная присяжным композитором Пуни. Но упомянутая "Дочь" - попытка реконструкции старинного балета. Геннадий Николаевич Рождественский - не просто выдающийся дирижер, но еще и человек музыкального театра. В качестве такового он не может не знать, что классическое балетное наследие - это не только спектакли Мариуса Петипа, сочиненные им на прекрасную музыку Чайковского и Глазунова, но и балеты "Корсар", "Дон-Кихот" и "Баядерка", сохраняющиеся в мировом репертуаре, несмотря на второстепенные партитуры. Да и "Жизель" композитора Адана - тоже не музыкальный шедевр, зато несомненный шедевр хореографии.
Эмоциональная кульминация собрания наступила после реплики Валентины Матвиенко: "Задавайте любые вопросы". В то время как представителей различных служб театра волновали главным образом пенсии, льготы, зарплаты и жилищное строительство (что вполне понятно - не каждый день представляется возможность напрямую пообщаться с вице-премьером правительства, отвечающим за социальную сферу), журналисты интересовались вариантами будущего габтовского устройства. На вопрос, правдивы ли слухи о переговорах министерства с Юрием Григоровичем на предмет его возвращения в ГАБТ, Михаил Швыдкой и Геннадий Рождественский давали обтекаемые ответы: "Руководство Минкульта в дела балета не вмешивается, это прерогатива руководства театра, резких движений сразу делать не будем, а там - как получится" (Швыдкой); "Я готов обсуждать с Григоровичем любые творческие проблемы" (Рождественский). В ответ на последнюю реплику журналисты тут же принялись гадать, идет ли речь о должности для Григоровича вплоть до восстановления под него поста главного балетмейстера (что маловероятно), или будет обсуждаться лишь разовое приглашение на постановку. В кулуарных разговорах всплыло и имя бывшего худрука балета Вячеслава Гордеева, который может возобновить попытки вернуться в ГАБТ. На фоне балетных страстей отошла на второй план проблема с главным художником: об этом просто забыли спросить. Как известно, главный сценограф ГАБТа Сергей Бархин объявил о своем уходе. Если должность главного художника вообще сохранится, то велика вероятность того, что она будет предложена Давиду Боровскому, оставшемуся без постоянного места работы после ухода из любимовского Театра на Таганке.
Видимо, многочисленные туманности новой ситуации в ГАБТе прояснятся в ближайшее время, после консультаций новых руководителей со старыми сотрудниками и потенциальными кандидатами на должности. Пока остается, как сказано в финальной реплике романа "Граф Монте-Кристо", ждать и надеяться на то, что оправдаются слова Михаила Швыдкого: "У нас принято считать, что все перемены могут быть только к худшему. Мы постараемся, чтобы в этот раз было наоборот". Известно лишь, что первый спектакль сезона, традиционный "Иван Сусанин", заменяется на "Бориса Годунова". Дирижер - Геннадий Рождественский.
Постскриптум.
Что думают о переменах в ГАБТе...
Маквала Касрашвили, солистка оперы, народная артистка СССР:
Это очень важное событие. К сожалению, за последние годы опере уделялось мало внимания. В театре не руководили большие музыканты, опера превратилась, как написано в одной газетной статье, в коллектив "местного значения". Для меня и моих коллег это было очень грустно. В 1975 году я участвовала в гастролях оперы ГАБТа в Нью-Йорке, в Метрополитен-опера, и до сих пор американские меломаны помнят наш триумф. Я застала Золотой век и упадок Большой оперы. Очень рада, что во главе театра будет выдающийся музыкант и дирижер Геннадий Рождественский. Надеюсь, что это - начало возрождения Большой оперы.
Алексей Фадеечев, художественный руководитель балета ГАБТа:
Пока трудно давать какие-либо комментарии по поводу ситуации в балете ГАБТа. Я нахожусь на гражданско-правовом контракте, имеющем юридическую силу до конца сезона. Как руководитель театра Геннадий Николаевич Рождественский, естественно, будет проводить собственную художественную политику. Его нелюбовь к господину Пуни понятна. Можно, конечно, ставить балет и на Бетховена, и на Малера, что у нас, кстати, и было сделано Борисом Эйфманом, но неоспорим факт, что "Дочь фараона", на которую были затрачены огромные средства, имеет и огромный успех у зрителя. Этот балет на плохую музыку был самым продаваемым спектаклем сезона. Балетный мир вообще развивается по своим законам, которые требуют отдельного рассмотрения. Геннадий Николаевич должен быть осведомлен и о том, что основные финансовые сборы театру дает балет. На мой взгляд, в опере ГАБТа сегодня гораздо больше проблем, чем в балете. В балете же возникла ситуация, достойная диалога.