Хайбула Абдулгапуров.
ИЗВЕСТНО, самородки рождаются случайно. Для этого нужна соответствующая среда. Земляки Хайбулы - ратлубцы - издревле славятся как люди своеобразные, скромные, трудолюбивые. Такими были и родители Хайбулы Абдуловича. Отец его Абдулгапур никогда не закрывал дверей своего дома, чтобы свободно мог войти любой, кто нуждался в его помощи. Безнравственным считал досыта кушать хлеб самому, если в селении кто-нибудь голодает. В течение многих лет был бессменным председателем сельсовета. Когда в январе 1942 года Абдулгапур уходил добровольно на фронт, провожать его вышли все ратлубцы.
- Я обязательно вернусь, мы еще построим новое село, - успокаивал Абдулгапур. Он сдержал слово, вернулся в победном 1945 году... в Чечню. Пока вожак ратлубцев и десятки его земляков защищали Родину, оставшиеся в ауле жители были насильственно перемещены в Чечню, а само селение Ратлуб разграблено и разрушено до основания с таким расчетом, чтобы выбить из голов свободолюбивых горцев саму мысль о возврате в родные места. Такая участь постигла в роковом 1944 году жителей многих сел Дагестана.
Ужасными были последствия того государственного насилия. Ратлубцы, выросшие высоко в горах, в первые же месяцы переселения начали погибать в Чечне десятками и сотнями, целыми семьями - от жары и болезни, от сердечной боли и нервного расстройства. То был форменный геноцид. Недолго выдержал потрясение и Абдулгапур. Хайбуле шел двенадцатый год, когда не стало отца. Мать, мудрая и рассудительная женщина, хотела, чтобы любимый ее сын стал человеком, достойным своего отца, продолжением его дум и стремлений. Сходу, без особых усилий он поступил в 1960 году на исторический факультет Даггосуниверситета. Однако не суждено было ему стать историком. Вот что он рассказывает сам:
- Вдруг читаю в газете объявление о наборе в аварскую студию при Тбилисском театральном институте. Я, никого не спросясь, забрал документы из университета и подал их в студию. Меня приняли. В 1964 году окончил актерский факультет. Кому-то из нашей студии нужно было стать режиссером. Выбор преподавателей пал на меня. Меня приняли на третий курс режиссерского факультета, которым руководил Михаил Иванович Туманашвили.
В 1967 году он, будучи студентом-практикантом, осуществил в городе Буйнакске, на сцене Аварского театра постановку дипломного спектакля "Горцы" по пьесе Романа Фатуева. В последующие годы Абдулгапуров поставил около сотни спектаклей: от древних классиков до произведений современных драматургов.
С 1971 года Хайбула Абдулгапуров - главный режиссер дагестанского Аварского государственного музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы. Однако творческая работа не ограничивается сценой Аварского театра - он сотрудничает с другими национальными театрами: русским, лакским, лезгинским, кумыкским. Частью его творчества давно стали разработки сценариев и проведение массовых театрализованных представлений на стадионах и площадках городов и сел, народных праздников, юбилейных торжеств.
Хайбула Абдулович уверен в том, что в республике пока еще не выработался по-настоящему сильный театр. В прежние годы мешали строгие рамки дозволенного, партийно-чиновничий диктат, а теперь складывается впечатление, что театр как таковой вообще не нужен: ни властям, ни народу.
Махачкала