Сегодня в Шереметевском дворце не дождутся посетителей.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ событие произошло на днях в Шереметевском дворце в Останкино. Здесь впервые в России была поставлена опера Антонио Сальери "Данаиды". Этой постановкой Московская государственная филармония отметила 250-летие композитора.
Музыка Антонио Сальери неизвестна широкому слушателю. Имя же его печально известно всем. Это и создало интригу - зал оба вечера был полон. Написанная для парижской Grand Opera в 1784 году опера "Данаиды" первоначально представляла собой образец итальянской seria (жанр "серьезной" оперы), однако по требованию заказчика была приведена в более привычную для французов 5-актную форму, оставшись при этом небольшой и итальянской по сути.
Итальянскую оперную музыку петь удобно и приятно, она выгодна для голоса. А голоса были заняты прекрасные - Анатолий Сафиулин пел царя Даная, Светлана Сумачева (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и Алексей Косарев (театр "Геликон") исполнили партии любящих друг друга Гипермнестры и Лиснея. Певцы с наслаждением скользили по зеркальной глади сальериевской мелодики, теша себя и публику той непринужденностью, которая свойственна только bel canto.
Сюжет оперы весьма мрачен: дочери Даная, царя Аргоса, выданные замуж за сыновей Эгипта (и тех и других было ровно 50), убивают своих мужей по приказу коварного отца, который таким образом отомстил брату Эгипту за давние обиды. И только Гипермнестра, влюбленная в своего Лиснея, позволяет ему бежать. В финале Данаиды и их грешный отец погибают и низвергаются в Ад, где их клюют коршуны и поедают змеи (в классической версии мифа Данаиды обречены наполнять бездонную бочку). И только любящая пара спасается.
Музыка, однако, весьма условно отражает эти ужасы - не прочитав либретто, заподозришь лишь легкую семейную распрю, тем более в концертном варианте исполнения. Оркестр красиво солирует в антрактах, лишь изредка постреливая уменьшенными септаккордами. Периодически на сцену выпархивают прелестные девушки и милые юноши из балетного ансамбля Натальи Кайдановской - танцевальные вставки являются непременным атрибутом французской оперы. Только хор нарушил идиллию - непропорционально маленький (всего 10 человек) и плохо поющий, он не смог выполнить возложенной на него миссии. Сальери - не Верди, и все же трудно себе представить греческую трагедию без хора как одного из основных действующих лиц.
Тем, кому любопытно, чем музыка Сальери отличается от музыки других итальянцев того времени, отвечу - ничем. Это почти лишенный драматургии и какой-либо музыкальной самоценности полигон для демонстрации голоса. Полигон, правда, прекрасный - здесь все для блага певца, и если певец хорош, хороша и музыка. Сама по себе она канонична как икона.
И возникает недоумение: зачем Сальери понадобилось отравить Моцарта (если предположить, что тот инцидент все же имел место в истории)? О конкуренции здесь речь не идет - они "играют на разных полях". Для Моцарта Сальери - презренная "попса", "sia-amo-o fe-elici", доносящееся из-за каждого угла. Для Сальери Моцарт - гордый автор "зауми для высоколобых", не имеющей успеха ни у широкой публики, ни, что важно, у заказчиков. Правда, мир тогда был теснее, публика малочисленнее - может быть, в этом все и дело.