"Водолей" (Иран, 1206). Мастер Али ибн Мухаммад ибн Абу-л-Касим.
Фото автора
ВПЕРВЫЕ в Эрмитаже проходит уникальная выставка произведений искусства, созданных в разных уголках мусульманского мира - от Испании до Северной Индии, на протяжении 13 столетий - от VII до XIX веков. Экспозиция под названием "Земное искусство - небесная красота. Искусство Ислама" (работает до 17 сентября 2000 года) призвана показать общность культуры, основанной на Коране и мусульманских традициях, и то, как искусство выражает мироощущение ислама.
Свыше 350 экспонатов представили музеи России, США, Великобритании, Греции, Йемена. Но самым крупным в мире собранием произведений искусства мусульманского Востока обладает Эрмитаж. Большая часть этих памятников - произведения торевтики, дающие представление о самой значительной в мире коллекции мусульманской бронзы; керамические и ювелирные изделия, произведения живописи, ковры и ткани. Выделяется знаменитый сосуд для воды - "Водолей" (Иран, 1206), когда-то богато украшенный серебряной инкрустацией. Изготовление такого сложного изделия было серьезной задачей для литейщика, и мастер подчеркнул в надписи (помещенной на шее и голове коровы), что вся композиция отлита сразу: "Эта корова, и теленок, и лев - все три отлиты за один раз с помощью бога справедливого, всемогущего благодаря действию Рузбеха ибн Афридуна [ибн] Бурзина".
Нью-йоркский Музей "Метрополитен" хранит лучшую в мире коллекцию керамики и ваз: свыше 1600 предметов, изделия из стекла и металла, найденные в Египте, Сирии и Месопотамии, персидской и индийской миниатюры. Собрание предметов исламского искусства Британского музея состоит из коллекций изделий из металла, оружия, керамики, стекла, резной кости, ювелирных изделий, иллюстрированных рукописей. Бронзовый с инкрустацией кувшин с подписью мастера Шуджа ибн Ман"а изготовлен в Мосуле в 1232 году; один из 14 известных кубков Святой Ядвиги, долго считавшихся египетским по происхождению, но скорее всего изготовленных в Сирии до 1200 года или чуть позднее; единственная миниатюра из знаменитого "Демоттовского Шах-наме", переписанного в Тебризе около 1330 года...
Частная коллекция Нассера Д.Халили (Лондон) представила великолепно сохранившиеся и переписанные в разных странах списки Корана X-IX веков, образцы художественного стекла, керамики, резного дерева, миниатюры, ковры, ткани. Отметим лампу из мечети (Египет, около 1385 года), украшенную именем и гербами мамлюкского султана Баркука. На горлышке лампы надпись на позолоченном фоне: "Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле". Тулово предмета украшает широкий каллиграфический фриз: "Слава нашему повелителю султану ал-Малику ал-Захиру Абу Саиду, даруй, Господь, победу ему". Интерес вызывает расписанное люстром фаянсовое блюдо конической формы на невысокой ножке (Иран, начало XIII века). На внутренней стороне по краю - персидские стихи, которые можно трактовать как упреки отвергнутого и страдающего влюбленного:
О ты, в чьей власти мучить меня
годами и месяцами,
Ты свободна от меня и радуешься,
глядя
на мою боль.
Ты поклялась не изменять вновь
своему
слову,
Но я стал причиной нарушения
клятвы.
О возлюбленная, ты многим
даровала
жизнь,
Из-за тоски по тебе ослепли
многие сердца
и очи.
Ты подобна идолу в твердыне
сердца,
Равные тебе обратились пылью
с твоих
ног.
Да защитит Создатель владельца
этого
блюда,
Где бы он ни находился...
Музей Бенаки (Афины) представил редкие образцы резного дерева, золотые ювелирные изделия и расписную керамику, а также надгробные стелы. Фаянсовая рыба (Турция, вторая четверть XVI века), стоящая на трех ножках, которая служила фляжкой или подсвечником, украшена голубым узором в виде чешуи, а также цветами и листьями, а на спине располагается еще одна рыбка. Керамические фигурки встречаются в исламском мире относительно редко, особенно в ранний османский период. Поэтому, возможно, рыба была изготовлена для человека немусульманского вероисповедания. Дом рукописей (Сана, Йемен) прислал на выставку 19 листов из самых ранних из известных списков Корана (начало VIII века). Они были найдены в 1973 году во время реставрационных работ в Соборной мечети в Сане. Когда реконструировалась западная стена, то между потолком и крышей была обнаружена целая груда старых, изорванных фрагментов рукописей Корана. Количество фрагментов - около 14 000 из более 900 рукописей - свидетельствовало об обнаружении неизвестного прежде места переписки рукописей.
"В наше время модно говорить, что никакого особенного исламского искусства не существует, - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - На самом деле художественные произведения, созданные в разных концах мусульманского мира и в разные века его расцвета, обладают набором легкоузнаваемых общих черт. Выставка помогает выделить эти черты и пытается их объяснить. Эти общие черты в значительной мере порождены религиозной составляющей искусства. Стремление к неизобразительности, абстрактности, повышенное внимание к деталям, элегантная роскошь рассказывают о едином и единственном Боге и о тех радостях и просветлении, которые ждут в будущем в раю верующих в него. Это отличает мусульманское искусство от искусства христианского, которое предпочитает проповедовать веру и мораль, рассказывая о страданиях Бога и наказаниях, ожидающих грешников. Мусульманское искусство влечет человека к тем же идеалам, что и искусство христианское, но формулирует свои заветы несколько иначе. Это "иначе" - прекрасно и благородно".
Санкт-Петербург