НЕБЫВАЛЫЙ дождь обрушился на Выборг в ночь на воскресенье, когда гости фестиваля "Окно в Европу" собрались на площади у старинной башни для участия в церемонии закрытия. Под гром и молнии получали победители призы и награды. А промокшие до нитки зрители выдержали немалые испытания, чтобы узнать результаты.
Лучшей женщиной конкурсной программы названа Наталья Егорова, сыгравшая в картине "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Отдайте все┘". Лучшим мужчиной удалось стать Алексею Петренко в фильме "Послушай, не идет ли дождь". Лента Ольги Наруцкой "Собственная тень" отмечена жюри как лучшая режиссерская работа. В игровом кино победила "Свадьба" Павла Лунгина. В документальном - "Лицо кавказской национальности" Георгия Габелии. В анимации - "Подвиги Геракла" Сергея Овчарова. Гран-при получил также мультфильм - "Адажио" Гарри Бардина. Именно ему в качестве поощрения организаторы фестиваля обеспечивают двухнедельный прокат в модном московском кинотеатре "Ролан". Неожиданностей не случилось, как, собственно, и великих кинооткрытий. Призы в Выборге взяли те, кто отправился туда за ними.
Обещавший скандал фильм Александра Зельдовича "Москва" его сделал. Он так и не добрался до фестиваля, хотя его ждали до последнего дня. По уверениям режиссера, не хватило времени напечатать копию. Однако многие не без основания предположили, что авторы просто предпочли выборгским просмотрам венецианские. Именно в Венецию картина отправится в сентябре (рецензию же мы предлагаем вам в завтрашнем номере).
Очаровательным подарком фестивалю стал показанный вне конкурса фильм Наны Джорджадзе "27 потерянных поцелуев" - "или утраченных, или упущенных", - автор сценария Ираклий Квирикадзе предложил всем самим выбирать название по вкусу. Это трогательное повествование об экзальтированной девичьей влюбленности и влюбленности как образе существования (авторов по крайней мере). Действие происходит вне времени и пространства, и только типы - прически, одежда, манеры, а также пейзажи и интерьеры - создают стиль, который рождает образ. Кино это имело пикантный успех в Канне, и уже сейчас (по слухам) его купили около 80 стран. Ленту снимали грузины, русские, французы, американцы и югославы. А герои одновременно говорят на трех языках. Настроение картины напомнило мне настроение последнего фильма Отара Иоселиани "Истина в вине", который удалось посмотреть в Москве на фестивале "Рождественская карусель". Язык у Иоселиани, правда, теперь только один, и он французский. Но по настроению это, безусловно, грузинское кино. И "27 потерянных поцелуев" - также слегка офранцуженная грузинская юморная притча.
Редкое чувство нестыда за коммерческое кино посетило всех после просмотра фильма Александра Атанесяна "24 часа". Зритель увидел классический детектив с взрывами, погонями и интеллигентными киллерами. Последнее вовсе не выглядит преувеличением, а лишь подтверждает, что сегодняшние бандитские семьи вышли из номенклатурных советских семей. Сам же режиссер, занимаясь этой картиной, поставил себе задачу выдержать тест на профессионализм, что скромно и осуществил. В фильме нет ханжеской претензии на новизну и открытия, зато есть уважение к зрителю, который потратил деньги и время.
Разноголосица возникла вокруг картины "Свадьба" Павла Лунгина. Ее наконец многим удалось увидеть. Она произвела странное впечатление на критику и понравилась публике, для которой, собственно, и сделана. Люди, возможно, увидели в героях - жителях маленького провинциального городка, самих себя. "Свадьба" снята на иностранные деньги, но режиссер Лунгин убежден, что сделал фильм про свой народ. И хотя симпатия его очевидна, кажется все-таки, что видит он народ в подзорную трубу с Эйфелевой башни.
Музыкальная группа "Белый день", украсившая своим участием эту картину, также прибыла в Выборг и дала концерт для гостей фестиваля. Специальный концерт дали сатирики. Семен Альтов и Аркадий Инин усердно забавляли публику в один из вечеров. Юбилеи отметили на фестивале Борис Хмельницкий и Петр Тодоровский. Петр Ефимович выступил в новом для себя жанре виртуозного музыканта. Персональную выставку в залах старой башни, которая стала символом Выборга, открыла Галина Кмитт, известный в Москве мастер фотографии. Презентацию своего нового альбома организовал Никас Сафронов. Для тех кто мало знаком с творчеством этого художника, сообщим, что в одном из модных глянцевых журналов (умолчим о названии, чтобы не уличили в рекламе) опубликован написанный им портрет президента России Владимира Путина.
Из светской хроники фестиваля - никто не сломал руку, не упал с железнодорожного моста и не утонул в заливе. С этими великими результатами и завершился в Выборге фестиваль "Окно в Европу".
Выборг-Москва