Рязань салютует Дням славянской письменности и культуры.
Фото Игоря Евстифеева
ОГЛЯДЫВАЮСЬ вокруг себя в тихой провинциальной Рязани. Все театры работают, и люди в них ходят. Даже для новых театральных коллективов открылась незаполненная ниша - новый антрепренерский театр "Премьер-А" под руководством Геннадия Кириллова, который уже имеет своего зрителя, не обзаведясь пока собственной сценой, и ставит то Чехова, то Стриндберга.
Не проходит и месяца, чтобы в городе не открылась новая художественная выставка. Залов не хватает. Даже в новенькой детской картинной галерее выставляют свои полотна взрослые художники. Музей истории молодежного движения также отдает свои залы под вернисажи молодых - уже известных и не очень.
Книжки в Рязани издает добрый десяток издательств. А когда-то был на всю область единственный филиал "Московского рабочего". И когда он закрылся на излете социалистической эпохи, рязанские поэты и прозаики сильно приуныли. Теперь не унывают, а ищут спонсоров и издают все, что душе угодно. На мелованной бумаге в многоцветной печати издается иногда такое, что оторопь берет. Но попадаются и дельные проекты. Ну когда бы в советское время у государственной издательской машины дошли руки до персональной Рязанской энциклопедии? В Рязани за пять лет смогли подготовить и издать ее в двух вариантах: одно- и двухтомником.
В эти же годы в нашем городе выпущена звуковая антология рязанского фольклора. Рязанский научно-методический центр народного творчества во главе с В.В. Коростылевым проделал гигантскую работу по сбору и изучению звукового материала - от частушки до обрядовой песни - по всей области, на территории которой перемешались, сплелись славянская, финно-угорская, тюркская традиции. А у Рязанского русского народного хора, одного из немногих сохранившихся в России, появился недавно детский ансамбль-спутник. Теперь можно быть спокойными: не уйдет все это богатство в небытие вместе с бабушками. Записано, опубликовано, изучается, живет. В рязанских районных ЗАГСах свадьбы теперь "играют" - поют молодым те песни, что бабушкам их пели, вовлекают в причудливый обряд.
Ансамблям народным нет числа. Два центра народной культуры открылись недавно в районах - Рыбновском и Шиловском. И это вовсе не по приказу сверху. Раньше думали, что художественная самодеятельность - уродливое дитя социализма. Оказалось - потребность. Остается только удивляться неизбывной потребности русского человека петь, плясать, лепить из глины, рисовать, вышивать и резать по дереву, выходить на сцену.
Можно со слезами на глазах этому умиляться, а можно задаться вопросом: почему столь часто почти не видна грань между самодеятельным творчеством и профессиональным? Знаете, какой рязанский театральный коллектив ныне самый знаменитый и титулованный? Маленький семейный самодеятельный театр под руководством Владимира Деля из маленького города Скопин. В нем ставят, играют, шьют костюмы и готовят реквизит три человека: жена, муж и сын. Играют Пушкина, Островского, Садур. Ездят по всевозможным театральным фестивалям по стране и за границу, получают дипломы и призы. В "Моцарте и Сальери" Сальери играет Владимир Дель, а Моцарта - его сын, школьник. Критики объяснили феномен успеха Деля по-своему: ребенок на сцене - запрещенный прием.
Рязань проводит теперь два театральных фестиваля. Международный смотр театров кукол "Рязанские смотрины" прошел в седьмой раз, Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков "На пороге юности" проводился этой весной впервые. Приглашая в Рязань участников фестивалей, местные профессиональные театры, конечно, рискуют: далеко не всегда фестивальные призы остаются в Рязани. Но испытание сравнением, похоже, идет только на пользу. По итогам последнего театрального сезона в Рязани приз в номинации "Лучший спектакль" не достался никому. Это нелегкое решение заслуживает только уважения: если нет достойных, значит, нет.
Директор Рязанского театра кукол Аскар Тагер стал недавно участником конкурса лучших менеджеров России, и не случайно. Рязанский театр кукол чаще других гастролирует, и все больше за рубежом, раз в два года он принимает и организует чудесные "Рязанские смотрины", именно этот театр смело соглашается на участие в международных проектах. Он перестал быть сугубо детским, решившись на постановку "Пира во время чумы", "Мастера и Маргариты", "Гамлета" - спектаклей, где играют и актеры, и куклы.
Недавно открыт музей художника-гравера Пожалостина в Солотче под Рязанью, музей братьев-певцов Пироговых в Новоселках, музей братьев Уткиных - творцов космической техники - в Касимове. Впервые в России, в Сасове, на родине композитора Аверкина, открыт музей русской песни.
Рязанский кремль стал историко-архитектурным заповедником федерального значения. Из полуразрушенного состояния возрожден, обновлен музей Циолковского в Ижевском, продолжается реконструкция музея академика, нобелевского лауреата И.П. Павлова. Новое здание - отреставрированный купеческий особняк - получил краеведческий музей в древнем Касимове. В прошлом году Рязанский художественный музей представлял свою коллекцию в Третьяковке, а этим летом участвовал в знаменитой провинциальной выставке в Манеже. Музей организует у себя выставки из Москвы, Петербурга, Тулы, Владимира. Выставив из запасников произведения художников 20-30-х годов, музей будто бы заново открылся рязанскому зрителю. Есенинский музей в Константинове, один из самых посещаемых в России, растет вширь и вглубь. Неподалеку от золотой есенинской избы, в доме помещицы Кашиной открылся музей одной поэмы - "Анна Снегина". А напротив - сельская приходская школа, в которой проходят есенинские уроки. Восстановлена церковь, в которой крестили Есенина, восстает из руин разрушенная колокольня. Музей Есенина сам зарабатывает до трети своих расходов - это больше, чем другие его собратья.
Если же вести разговор о культуре как источнике зарабатывания средств, то в провинции это трудно себе представить. Двадцатирублевые билеты в театр - не от хорошей жизни. Не всякая рязанская семья готова потратить на театр хотя бы сотню. У нас вряд ли пойдут даже на спектакли знаменитого Ленкома, если билеты будут стоить от 500 рублей. И на Константина Райкина не пойдут, как дважды не пошли на Филиппа Киркорова - он дважды отказался от концертов в Рязани, поскольку не набрался полный цирк поклонников таланта.
В камерный зал филармонии, небольшой и уютный, на концерт Елены Образцовой пришли даже по довольно дорогим билетам. На Образцову сходить - дело престижное. Студентам музучилища из скудных бюджетных денег входные билеты оплатили, другим раздали филармонические абонементы. И народ пошел, хотя в Рязани никогда не было оперного театра, и лишь сравнительно недавно появился профессиональный симфонический оркестр. Также недавно в городе начали подготовку собственных хореографов. По балету в Рязани скучают, и юную хореографическую студию пестуют, как любимое дитя.
Культурная политика в провинции - это искусство возможного и жесткий отбор приоритетов. Иначе ничего, кроме стенаний о гибели подлинной культуры в глубинной России, не услышим мы в этой самой глубинке России. Власть, избавленная теперь от необходимости диктовать в творчестве, занимается сохранением и приумножением того, чем владеет, если разуметь под этим не только материальную базу культуры, но и условия существования творца.
Вынужденный провинциальный ренессанс еще принесет свои плоды. Ведь и римские провинции оставили позади метрополию в архитектуре, знаниях, ремеслах, литературе и театре. Подобная историческая аналогия как-то согревает дерзновенные провинциальные амбиции.
Рязань