Эскиз фрагмента коллонады храма Христа Спасителя. До 1916 г.
ПОЧТИ все последние номера "Пинакотеки", одного из самых лучших отечественных изданий, посвященных изобразительному искусству, свидетельствовали о масштабности замыслов и "громадье планов" редакции. На прекрасной бумаге, в отличном полиграфическом обрамлении выходит вызывающе красивый журнал. И, кстати, откровенно предназначенный не вполне для нищих искусствоведов, которым купить его, естественно, сложно, но и для тех, кого пристально интересует арт-рынок. Привлекала целевая направленность журнала и его четкая структура. Чему бы ни был посвящен номер, он всегда оканчивался обзором самых последних выставок и аукционов, имевших значительный резонанс, а также аннотациями наиболее интересных книг и альбомов.
Сейчас же, сохраняя "генеральную линию", редакция явно втягивается в более мощный проект: роль и значение русского искусства в окружающем и окружавшем его мире. Во многом этому уже был посвящен один из недавних выпусков, страницы которого заполнили рассказы о фантастических собраниях русского наследия за рубежом. И вот новая "Пинакотека" - сдвоенный (10-11) номер - о взаимоотношениях культур России и Германии.
В предисловии главный редактор Наталия Сиповская, обращаясь к читателям, объясняет, что из множества составляющих, накрепко связавших культуры наших стран, редакция прежде всего остановилась на феномене яростного стремления преодолеть пространство, столь присущего российским и немецким художникам. Речь идет в первую очередь о культивировании мифа о том, как наши цивилизации унаследовали культуру Византии и Священной Римской империи.
Именно поэтому журнал начинается статьей о безумных проектах Александра Витберга, лелеявшего надежду создать "живой храм-человек" - храм Христа Спасителя, и о потомке гугенотов Фридрихе Жилли, жившем, правда, в Германии и мечтавшем о "Монументе человечеству", - памятнике Фридриху Великому. Идею эту впоследствии воплотил Лео фон Кленце, создавший в Баварии грандиозный монумент Валгаллы. Те же мечты пытался воплотить Борис Иофан, проектируя на месте снесенного храма Христа Спасителя новое чудо света, сравнимое разве что с Форосским маяком и храмом Дианы Эфесской.
От неосуществленных глобальных проектов редакция ведет нас к статьям о в полной мере состоявшихся замыслах Карла Фридриха Шинкеля, выстроившего новый имперский Берлин на волне эйфории после победы над Наполеоном, и о шедеврах ныне забытого Федора Моллера, украсившего целой серией работ Большой Кремлевский дворец. Вслед за всем вышеперечисленным читатель может познакомиться с бидермейером - "домашне-халатным искусством", детально и влюбленно описывающим обычную домашнюю жизнь в русской живописи второй трети XIX века, и историей первых российских церквей в Германии, ставших последними приютами для нескольких великих княжон, закончивших свой жизненный путь на немецкой земле.
Постепенно, шаг за шагом, создатели "Пинакотеки" втягивают нас в калейдоскоп людей и памятников культуры, так или иначе сплоченных историей двух стран. От феерических дворцов Людвига Баварского, создавшего жемчужины Европы, - "храм абсолютной монархии" Хорренхимзее и замки Ношванштайн Линдерхоф, который баварский властитель, объявленный впоследствии умалишенным, планировал назвать не иначе, как "Новый Версаль", - до союза электрического магната Вальтера Ратенау с художником, архитектором и дизайнером Петером Беренсом. Результатом последнего дуэта стали берлинские здания из стекла и камня, во многом определившие архитектурную эстетику Европы начала XX века. А одна из самых интересных работ номера - статья Владимира Аронова о параллелях между ВХУТЕМАСОМ и веймарской художественно-педагогической школой Баухауз, давшими миру свое неповторимое видение пространства.
Перечислять материалы этого 260-страничного, богато проиллюстрированного номера "Пинакотеки" можно очень долго. Здесь и блестящая работа недавно ушедшего от нас Юрия Молока о журнале Эренбурга и Лисицкого "Вещь", издававшемся в 1922-1923 гг. в Берлине, и искрометное и неожиданное эссе обозревателя "НГ" Николая Малинина о знаменитом доме на Спиридоньевке, выстроенном Федором Шехтелем для Саввы Морозова, и заметки Ивана Чечота о Максе Бекмане, тайну тяжелой, могучей живописи которого пытаются разгадать искусствоведы многих стран до сих пор. Как не упомянуть большую статью того же Ивана Чечота о невероятных собраниях немецкого искусства в частных коллекциях Москвы, где хранятся и гравюры Дюрера, и "Этюд обнаженной", выполненный... Адольфом Гитлером.
Впереди у "Пинакотеки" - выпуск о русско-французских культурных "объятиях".