Олег Марушкин (Санкт-Петербург), "Ночь", 1992.
Фото автора
В КРУПНЕЙШЕМ выставочном зале Санкт-Петербурга - бывшем Манеже лейб-гвардии Конного полка - открылась третья по счету выставка художников двух столиц "Петербург-Москва-2000". Первой была на брегах Невы 10 лет назад "Выставка двадцати шести ленинградских и московских художников", вторая "Москва-Петербург" работала в прошлом году в Центральном Доме художника столицы.
На нынешней выставке представлены работы около 800 художников. Среди авторов - Зураб Церетели, Николай Андронов, Михаил Аникушин, Олег Еремеев... К обозрению представлены живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, театр и кино, плакат, кинематические композиции.
Тематика самая разнообразная: деревенские мотивы, времена года, войны, религии, сказки, в мире искусства, спорт... Представлены портреты знаменитых людей: Петра Великого, Александра Невского, Пушкина, Блока, Ахматовой, Мейерхольда, Пикуля, композитора Андрея Петрова...
Места на стендах, на которых в недавнем прошлом выставляли картины с изображением ударников коммунистического труда, теперь занимают эротические произведения. Секс представлен в живописи, графике, стекле, металле. Один автор обращает на себя внимание тем, что выточил из дерева мужской орган для ваяния потомства.
Машина времени переместила Илью Муромца в наши дни, и стоит он на поле, усеянном банками из-под пива, джина, кока-колы. На Сенатской площади в северной Пальмире, где находится знаменитый Медный всадник Фальконе и Колло, вместо Петра I на постамент взметнулся всадник "Мальборо". Посетители задерживаются у плаката "Календурь-2000", на котором обозначены месяцы со следующими названиями: пьянварь, фигвраль, кошмарт, сопрель, сымай, теплюнь, жарюль, авгрусть, свистябрь, моктябрь, гноябрь, дубабрь.
Взаимоотношения искусства Москвы и Петербурга имеют давнюю "соперническую" историю. Один из основоположников "противостояния" двух великих городов Александр Бенуа в 1909 г. писал: "Москва богаче нас жизненными силами, она мощнее, она красочнее, она будет всегда доставлять русскому искусству лучшие таланты, она способна сложить особые, чисто русские характеры... Но Москве чужд дух дисциплины... Петербург угрюм, молчалив, сдержан и корректен... В нем живет какой-то европеизм, какое-то тяготение к общественности. Москва одарена яркостью и самобытностью, она заносчива и несправедлива... Петербург одарен методичностью и духом правосудия; он скромен, с достоинством, он уважает чужое мнение..."
"Весь этот задор молодого Бенуа по большей части можно воспринимать как критическую метафору, - говорит председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Альберт Чаркин. - Искусство Москвы и Петербурга можно уподобить известным сообщающимся сосудам: наши достоинства и достижения дополняли друг друга. Совместная акция союзов художников двух столиц, несомненно, послужит более успешному преодолению трудностей и преград, порожденных новой экономической ситуацией. Я убежден, что наше творческое содружество, отраженное на этой выставке, подтвердит и укрепит веру в высшее предназначение искусства".
Санкт-Петербург