0
5423
Газета Культура Интернет-версия

15.08.2000 00:00:00

Откуда взялась печаль

Тэги: Цой, музыка


О ПОГИБШЕМ десятилетие назад рок-лидере Викторе Цое моментально сложились легенды. Одна из них гласила: Александр Башлачев, покончивший с собой, выпав из окна в 1988 году, прочертил в небе Ленинграда звездную вертикаль. Виктор Цой, чей "Москвич" на огромной скорости врезался в автобус, дополнил к башлачевской "доле" свою трагическую горизонталь. Получился крест - на могилу отечественной рок-музыки, ознаменовавший ее "естественную" смерть. Через несколько лет уйдет из жизни лидер "Зоопарка" Майк Науменко, и такой расклад вещей станет уже совершенно очевидным. Три смерти самых влиятельных и, воспользуемся новым словом, харизматичных лидеров рок-н-ролла способны были кого угодно повергнуть в отчаяние. На деле же смерть постигла не жанр, но эпоху - кончалась горбачевская перестройка, открывшая двери, среди прочего, и альтернативной молодежной музыке, мутившей, как пушкинские бесы - море, советское общество. СССР умирал под звуки "Алюминиевых огурцов" группы "Кино" и "Эта музыка будет вечной" "Наутилуса". Наверное, еще долго ни одно из явлений субкультуры не сможет так крепко сплотить молодежь, как это смогла сделать рок-музыка с "детьми перестройки". И уже благодаря одному этому сама музыка, и в частности песни Виктора Цоя, - крупное социальное явление, распространяющее свое влияние и по сей день.

Тогдашний русский рок не знал разнообразия музыкальных течений и стилей. Всю эту широкую инфраструктуру, характерную для западной рок-индустрии, заменял "личностный подход": набор рок-лидеров, каждый из которых, как боги античного пантеона, "держал" свою "программу", отыгрывал свою заветную "тему". Науменко - освоение классического рок-н-ролла, его специфических ценностей, Гребенщиков - мир поэтического слова, душевные откровения, Кинчев - энергия дела, рок-революция, Бутусов - жесткая романтика как способ выкарабкаться из уз советской действительности, Мамонов - истерия как способ добиться того же, Шевчук - лирический бунт, "есенинщина", Борзыкин - рок-публицистика, Ревякин - рок-фольклор, новая мифология, Шумов - невмешательство, легкий налет цинизма...

На долю Виктора Цоя выпала, быть может, самая трудная "тема": музыка "для самых маленьких", тинэйджер-рок. Цой, вечно молодой, импульсивный, по-восточному загадочный, пел для тех, кто только начал становиться на ноги, чье взросление совпало с гибелью старого, но для всякого обдумывающее житье - и вызреванием нового мира: "Подросший ребенок, воспитанный жизнью за шкафом, // Теперь ты видишь Солнце, возьми - это твое!". И поэтому, как это бывает с хорошими сказочниками, его группу "Кино" слушали все, "и стар, и млад", - из всех рокеров Цой, пожалуй, пережил самое серьезное испытание славой. Простейшими текстами, стихом и рифмами, однозначным смыслом песен Виктор Цой разлагал метафизическую сложность русского рока на простейшие гаммы, транслируя и тиражируя его витальную энергию в широкие массы молодежи. Цой был первой ступенью лесенки, по которой могли как подниматься вверх, к терниям, так и безболезненно оставаться внизу. Доступность "Кино" заметна и в музыкальных аранжировках. Группа, сбитая как простейшая постпанковая конструкция (соло-гитара, акустическая гитара, бас и ударные), в отличие от "коллег" крайне редко позволяла себе какие-либо другие инструменты (даже синтезатор - редкость), не увлекаясь ни скрипкой, ни саксофоном, ни губной гармошкой. И, кажется, единственная группа в рок-среде, "Кино" предпочитала попсовые электробонги "живой" барабанной установке. И вместе с тем - безупречная ритм-секция, где бас Игоря Тихомирова, часто нетрадиционно выходивший на первый план, задавал и вечно минорное настроение, и пульсирующий, влекущий ритм.

Виктор Цой просто и немудрено пел о любви, порой в своей лирике равняясь с "попсой", о море и крымском лете, которое предпочитал ленинградской зиме, говорил, что песня "Мы ждем перемен" написана о школьных переменах, и мечтал о том, чтобы в России построили Диснейленд, - светлая мечта невзрослеющего юноши, выехавшего из советских 80-х в самую настоящую Америку. Отсюда же - отчаянный юношеский пессимизм (казалось, больше - в песнях, чем в жизни), меланхолия. Серьезный, положительный и неулыбчивый - юноша, еще не решивший, как ему воспринимать мир, с доверием или вовсе без него... Угловатый, угрюмый, грустный герой с гитарой наперевес, способный петь и фальцетом, и басом, - нежный подросток, Виктор Цой бережно вел молодежь, ему преданную, сквозь перестройку, по-своему объяснив и растолковав ее постулаты минимумом слов. Он навсегда остался в ее анналах, "успев" умереть, не заметив, как эпоха 90-х густо замазала идеалы ушедшего десятилетия. Кажется, что именно о нем написано в ранней песне Гребенщикова:

Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем
стихи, -
Он стрелки сжал рукой,
Чтоб не кончалась эта ночь,
И кровь течет с руки.

Зимняя Ялта - гениальный образ эпохи у Сергея Соловьева в "Ассе", где Виктор Цой сыграл эпизодическую роль музыканта, что приходит на место убитого Бананана - тапера в советском ресторане - и поднимает стадионы на тихую революцию рок-гимном "Мы ждем перемен". Зимняя Ялта - замороженный брежневский рай, который для живущих видится вялотекущим адом. Бестолковый бесценностный мир окультуренных воров и беспечно-романтических жертв, бегущих от действительности в мир грез, чья детская борьба столь героична, сколь и мучительно беспомощна.

За окном идет стройка -
работает кран,
И закрыт пятый год за углом
ресторан.
А на столе стоит банка,
А в банке тюльпан, а на окне -
стакан.

Среда обитания, воспетая Цоем, - все тот же дорогой сердцу круг кухни, который у интеллигенции 50-70-х был свой, а у молодежи 80-х - свой. Опоэтизированные огонь газовой конфорки, сигаретный дым и аромат спичек - вот, если угодно, "вклад" Цоя в советскую культуру:

Электрический свет продолжает
наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит
газ.
Сигареты в руках, чай на столе -
эта схема проста,
И больше нет ничего, все
находится в нас.

В кругу самых юных фанатов "Кино" ходит легенда, что у Виктора Цоя - "черный пояс по каратэ": так в общественном сознании реализуется мотив человека "корейской национальности". И эта мифология крайне важна. Последним героем запечатлел Виктора Цоя Рашид Нугманов в фильме "Игла": обычный парень погибает в бессмысленной борьбе с наркотической мафией. Центральный эпизод: избиение героем Цоя дюжины мафиозных шестерок с комментарием "Советской милиции посвящается".

Последний герой Виктора Цоя сражается с конкретным, слишком конкретным злом ("Если к дверям не подходят ключи, / Вышиби двери плечом") - из тех зол, что приметны только на свету, только там, где можно испытать "крепость руки". Цой не был рок-бунтарем и публицистом, и его, пожалуй, не трогали социальные проблемы. Единственная критика, которую он мог себе позволить в самом начале карьеры: "Мои друзья всегда идут по жизни маршем, / И остановки только у пивных ларьков". Он не пел о полковнике Васине, тоталитарном рэпе или о том, как "рыба гниет с головы". Его восточное, подростковое сознание заставляло видеть мир сквозь призму грустной сказки, где зло можно победить добром с кулаками:

Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды по имени
Солнце.

"Электричка" Виктора Цоя - песня о том самом молодом одиноком человечке, брошенном в тамбур вагона, который, как тот незабвенный паровоз, затягивает невольных пассажиров в водоворот истории ("Электричка везет меня туда, куда я не хочу"). Перестройка тащит за собой тринадцатилетнего паренька, потерявшегося в толпе бунтующих взрослых, шокированного происходящими переменами и не ведающего, что ему делать во всеобщей борьбе с неявным, скрытым злом:

Ты мог быть героем, но не было
повода быть.
Ты мог бы предать, но некого было
предать...
Подросток, прочитавший вагон
романтических книг,
Ты мог умереть, если б знал, за что
умирать.

Герой быта, герой будней - герой Цоя - оставлен в одиночестве на собственной кухне следить за стремительным ритмом сменяющихся дней: новый день настает, старый - уходит. И так важно не пропустить новый и не остаться в старом: вот война Виктора Цоя, где "каждый - сам за себя". Дети "военных" будней, дети гражданской войны в раскалывающемся обществе, дети перестройки сознания не могли не перенять у взрослых ощущения рушащегося мира, видений о будущих катастрофах:

Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, -
Весь мир идет на меня войной.

В "Легенде", которая завершает лучший альбом "Кино" - "Группа крови", - Виктор Цой в им же сочиненной сказке выбирает роль по себе: былинного певца, провожающего воинов на смертный бой, предостерегающего о гибели, а позже - встречающего и выживших, и погибших. В самом начале объявив "свой дом безъядерной зоной", позже он просит "быть осторожней", "следить за собой". Подобный шаману, Цой отгонял силы зла от своей аудитории. В поздних его песнях заметна оторопь после побед перестройки, он рано стал говорить о чувстве опасности, обретенном нами только после его смерти, уже в ельцинскую эпоху, и до сей поры не отпускающем.

В среде классического рока Виктор Цой выступил как поздний современник, настроенный вполне маньеристически. Песни "Кино" - обратная сторона рок-н-ролльного титанизма, суровой мужской силы, что зарождалась в энергичных гимнах перестроечного рока. Его минорное сомнение в сегодняшнем мире ("Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне", "Мама, мы все тяжело больны, мы все сошли с ума") противоречит традициям рок-н-ролла, желающего еще со времен "The Beatles" "переделать весь этот мир", произвести музыкальную революцию. Цой пел о страхе перед враждебно настроенным миром и невольно "учил" молодых отчуждению - после Цоя стало модно одеваться во все черное. "До дыр зацелованный флаг" видели дети 80 и 90-х в то время, когда им показывали триколоры новой жизни. Они по-прежнему ждут перемен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1021
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
631
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1230
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1227

Другие новости