НА ПЕРВЫЙ взгляд Исторический музей - не самое логичное место для художественной выставки. Но чем же еще, как не историческим памятником, хотя и недавнему прошлому, можно считать творчество Ильи Постола?
Тяга к монументализму передалась художнику по наследству от отца-скульптора. Значительную часть своей недолгой, но плодотворной жизни он посвятил созданию памятных медалей. Среди его творений "Тысячелетие Крещения Руси 988-1998", наградная медаль "Игры XXII Олимпиады. Москва 1980", "800 лет памятнику древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", медали, посвященные юбилеям Льва Толстого, Чехова, Джека Лондона. Кстати, некоторые медали, имеющие особое государственное значение, отливались из платины.
Конечно, многое из того, что сделано Ильей Постолом, можно причислить к "искусству больших форм" советской эпохи. Определенная часть работ и является "квинтэссенцией" того периода - например, бюст Ленина, монумент "Европа - Азия". К такого рода экспонатам можно причислить также многие медали.
Илья Постол трагически погиб в 1988, в возрасте 38 лет. В августе этого года ему иполнилось бы 50. Этой печальной дате и посвящена выставка. В основу экспозиции положено стремление составителей всесторонне раскрыть суть человека, в чьем творчестве сплелись искусство и история. Именно поэтому выставка не ограничивается лишь медальерными или скульптурными произведениями. В двух небольших залах собрано понемногу от каждой из сторон творчества Постола. Конечно, размеры комнат, где развернута экспозиция, не очень подходят для выставки скульптора-монументалиста, но организаторы, хотя и пообещали в скором времени представить на суд публики уменьшенную копию "Европы - Азии", постарались отвлечься от основного профиля художника и уделили внимание не только медалям и бюстам - деталям известного фриза "Развитие воздухоплавания и авиации с древних времен до наших дней", но и куда менее помпезной, лиричной и простой графике. Среди скульптур также встречаются не монументальные - впрочем, их гораздо меньше.
Первое, что бросается в глаза, - дипломная работа (Илья Постол в 1973 году закончил Московское высшее художественно-промышленное училище) медальон "Николай Коперник 1473-1543. 500 лет со дня рождения". Если приглядеться, то станет ясно, что положение рук ученого заимствовано у музыканта, судя по всему, играющего на виолончели. Рисунки, эскизы, медали, портреты, бюсты и все остальное идут следом. Общее впечатление от выставки складывается такое, что она состоит из работ двух-трех абсолютно разных художников. Несмотря на все старания устроителей, личность самого Постола теряется в этом "разброде", причем скорее всего это происходит за счет какого-то ничем не выводимого ощущения формальности происходящего.