Объекты из стекла Владимира Муратова.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ МУРАТОВ - народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, ведущий художник стекла, отметил свой недавний юбилей двумя выставками: в Музее стекла в г. Гусь-Хрустальный, где он живет и работает, и во Владимире. Теперь он представляет свои работы - стекло и акварели - в Москве, в залах Российской академии художеств.
Показ работ мастеров декоративно-прикладного искусства стал доброй традицией академии. Уже третья выставка представляет творчество Муратова, который более тридцати лет проработал на одном из старейших стеклозаводов России - Гусь-Хрустальном. Сотни его образцов были запущены потом в массовое производство. В то же время в заводской лаборатории рождались уникальные произведения - декоративные ансамбли, скульптура и пластические объекты, то, что можно назвать авторским стеклом Муратова.
В руках художника стекло и хрусталь превращаются в образцы высокого искусства. Поэтическое видение, чувство цвета, его декоративности и эмоциональной силы, ассоциативная образность, артистическое владение и доскональное знание материала отличают творения мастера. Творчество Муратова охватывает всю палитру искусства стекла, и можно сказать, что оно отразило весь путь развития отечественного стеклоделия второй половины XX века, движение авторского стекла к высокому пластическому искусству. Такие работы, как "Катунь", "Реки России", "Голубой Алтай", "Тундра", "Согдиана", "Плоды путешествий", "Ностальгия", "Эпоха" и др., стали программными, ключевыми, стали классикой современного отечественного стеклоделия. Ориентация автора на образцы классического искусства не случайна. В них он ищет опору, в непреходящем - в гармонии композиции и цвета, силуэта и пятна, пластичности объема и его светотеневой моделировке. Мерцающие внутренним светом матовые фактуры композиции "Согдиана", отмеченной золотой медалью РАХ в 1977 году, песочно-синий колорит которой вызывает в памяти древнюю керамическую культуру согдийцев. Лирическое начало звучит в композиции "Лебеди", остроумно решение сосуда - почти скульптуры - в "Стойле Пегаса".
Откровением стали акварели Муратова - возникающие и выставленные в залах академии параллельно, они раскрывают удивительное умение в мимолетности запечатленного мотива передать вечную красоту природы. Художественная ценность акварелей очевидна, равно как и их эмоциональный аккомпанемент стекольной миниатюре. Акварельный цвет разливается по поверхности блюд, заключен в толще прозрачного и матового хрусталя. Успех нынешней экспозиции объясняется, конечно, не только формальной красотой, извлеченной из "недр" материала.