ГОРОД Томск сами его жители часто называют Сибирскими Афинами. Особенно когда речь заходит о научном и культурном. Но если уровень и успехи томской науки действительно впечатляют, то культурным оазисом Сибири город назвать трудно.
В городе всего два крупных музея - Краеведческий и Художественный. Существует еще с десяток выставочных площадок, но говорить о них всерьез не приходится. Оба музея уже много лет находятся в состоянии хронического капитального ремонта. Отвоеванные у разрухи залы каждый из музеев использует по-своему. Художественный сочиняет какие-то незначительные выставки, достает старые картины из запасников, активно демонстрирует достижения местных живописцев. Но по-настоящему привлечь заинтересованную публику удается только выставкам восковых фигур. Администрация музея понимает это и гостеприимно распахивает свои двери перед восковыми гастролерами по нескольку раз в год.
Краеведческий, чтобы уж совсем не дать застояться искусствоведам, изредка находит возможность показать какие-то "жемчужины" из богатейшей коллекции своих фондов. Все остальное время здесь поочередно экспонируются то экзотические животные, то змеи, то опять восковые фигуры. Здесь была представлена коллекция человеческих уродств - трехногие дамы, кавалеры с двумя лицами на одной голове; здесь были показаны орудия пыток с повисшими на них жертвами, здесь выставляли величайших преступников всех времен и народов. Восковых, естественно.
Большой отрадой томских меломанов когда-то была областная филармония. Большой концертный зал стоит в самом центре города, чуть в стороне от главной площади. Свою невеликую, но очень стабильную и постепенно растущую часть публики завоевал Томский симфонический оркестр, полтора года назад добившийся звания академического. Свою роль в этом достижении сыграл главный дирижер Богуслав Давидов, выписанный из Польши. В начале этого года он же стал одним из главных героев скандала, разразившегося вокруг оркестра. На гастролях в Англии по вине организатора оркестр долго не мог получить суточные и гонорар за выступления. Музыканты остались без средств к существованию и голодали. Тогда несколько человек отправились на крыльцо местного ресторанчика и попытались заработать, наигрывая популярные мелодии. Неподалеку почему-то оказались тележурналисты, сюжет о томских музыкантах, вынужденных играть на улице, был показан по ОРТ, затем появилась публикация в центральной прессе, а затем - шквал негодующих заметок в томских газетах. Директора филармонии Ольгу Лесину обвинили в подписании невыгодного для оркестра договора, а главного дирижера Богуслава Давидова - в том, что, взяв на гастроли только часть томских музыкантов, он присовокупил к ним исполнителей из других филармоний России и выдал эту смесь в Англии как гастроли Национального симфонического оркестра.
Теперь Контрольно-ревизионное управление Томской области провело проверку финансово-хозяйственной деятельности филармонии. Обнаружен ряд серьезных нарушений в бухгалтерском учете и ведении кассовых операций, в начислении и выплате зарплаты. Кроме того, филармонию обвинили в нецелевом расходовании бюджетных средств, и Ольге Лесиной вынесли строгий выговор. Областной комитет по культуре взялся собственноручно контролировать использование филармонией бюджетных средств.
Томской культуре вообще "везет" на скандалы. Главным источником конфликтных ситуаций последние несколько лет является томский Театр юного зрителя. Коллектив ТЮЗа последовательно и упорно через каждые два-три года скидывает директоров и главных режиссеров. Процессы происходят шумно, с привлечением прессы и возбуждением общественного мнения. Дольше всех продержаться в шатком кресле главного режиссера томского ТЮЗа удалось Юрию Пахомову, ученику Романа Виктюка, приглашенному в Томск из Львова. Пять лет, прожитые ТЮЗом под его руководством, с февраля 1994 года по январь 1999-го, были временем настоящего возрождения театра. Но вскоре труппу ТЮЗа перестала устраивать "музычно-драматичная", по мнению артистов, концепция Пахомова, в них снова заиграла кровь, вспомнилась давняя привычка бороться с главным режиссером не на жизнь, а на смерть, и после серии конфликтов Юрий Пахомов ушел.
На областном театральном конкурсе "Маска" в июне этого года спектакль "Лаборатория любви", поставленный режиссером Пахомовым на Малой сцене томского Театра драмы, получил призы сразу в четырех номинациях: "лучшая женская роль", "лучшая мужская роль", "лучшая режиссура" и "лучший спектакль года". Такое решение вынесло жюри, в состав которого вошли три известных театральных критика, приглашенные из Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
ТЮЗ сегодня снова лихорадит. Артисты пытаются вытрясти из областной власти свою зарплату за май и июнь и отпускные. Началась полная драматизма борьба с открытого письма губернатору области Виктору Крессу. В письме говорилось, что "мы в прямом смысле слова перешли на подножный корм - собираем грибы в сквере возле театра, чтобы хоть что-то поесть". Артисты задавали риторические вопросы типа: не устроить ли им массовое самосожжение? Через два дня актерам выдали деньги за май.
Единственным местом в Томске, где не происходит других потрясений, кроме творческих, остался драматический театр. В начале нынешнего года его возглавил режиссер Борис Цейтлин - обладатель "Золотой маски", российская знаменитость. С этим театром томичи связывают надежды на достойное культурное будущее.
Томск