0
1114
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Ночная премьера в "Пушкинском"

Тэги: учитель, кино, фестиваль


учитель, кино, фестиваль Андрей Смирнов (Бунин) и Ольга Будина (Галя) в фильме "Дневник его жены".

ТРУДНО понять, почему некоторые премьеры ХХII Московского международного кинофестиваля "задвинуты" на одиннадцать вечера или даже на полночь. Можно, конечно, сравнить показы некоторых, скажем так, фривольных картин, из тех, что "детям до шестнадцати...", с тем, что и по телевизору подобные фильмы ставят, как говорится, на потом и начинают и в час и в два ночи. Но то - дома, лежа в постели или сидя на диване, ноги - в тапочках, в руках - чай или что-то покрепче. Тут же - кинотеатр, надо быть в форме, комильфо. Можно, в конце концов, понять, когда те или иные показы проходят в залах на пятьдесят человек, - чтобы не помешать последующему коммерческому прокату картины. Но безальтернативные полуночные сеансы...

Назначенный на одиннадцать показ фильма Алексея Учителя "Дневник его жены" начался, конечно, около двенадцати. Странно было слышать из уст Никиты Михалкова слова удивления: не пойму, мол, говорил Никита Сергеевич, почему фильм не попал в конкурс, что уж там помешало, и почему - на такой поздний сеанс. Хочется верить, что, разобравшись, в дирекции фестиваля постараются на будущий год - раз уж фестиваль теперь ежегодный, - как-нибудь изыщут возможность, чтобы публика не боролась во время сеансов со сном. Или по крайней мере имела выбор.

Из других "внеэстетических" вопросов, конечно, невозможно обойти вниманием имя продюсера ленты. В титрах значатся два продюсера - Александр Голутва и Алексей Учитель (оба вышли на сцену среди других членов съемочной группы). Вот вам вопрос: может ли председатель Госкино (на то время) быть одновременно и продюсером одной отдельно взятой картины? Что-то в этом есть - в смысле некоторой несуразности. О том, что кое-кто это почувствовал, свидетельствует тот малопримечательный факт, что в буклете Союза кинематографистов, выпущенном к фестивалю, продюсером значится один Учитель.

Теперь о самом фильме. Алексей Учитель, прославившийся как документалист, уже не в первый раз обращается к жанру "биографического кино" из серии "ЖЗЛ". Предыдущий пример - "Мания Жизели", где тоже действовали сплошь исторические персонажи в революционном ин- и экстерьере. В пресс-релизах нового фильма особо отмечается, что в работе были использованы документальные свидетельства, дневники, мемуары, письма, в которых встречается имя поэтессы Галины Кузнецовой. В "Дневнике его жены" в морских пейзажах и изящно меблированных комнатах бродят Андрей Смирнов (Бунин), Галина Тюнина (Вера Николаевна), Ольга Будина (Галина Кузнецова), Елена Морозова (Марга), Евгений Миронов (Гурин). Очередное выдвижение на Нобелевскую премию, награждение, начало войны, оккупация Франции, празднование победы под Сталинградом, который Бунин никак не хочет называть по-новому, поскольку есть город Царицын... Гурин любит Веру Николаевну, Вера Николаевна любит Бунина, Бунин - Галю, Галя - Маргу, Марга - Галю. Последняя пара в некотором смысле - единственная счастливая в этой истории.

Может быть, виной тому позднее время показа, может быть - реальные недостатки сценария Дуни Смирновой и его последующей режиссерской разработки, но почти во всякую минуту хочется сказать: "Не верю!". Таково, впрочем, отличие талантливого рассказа от иного другого: талантливый вызывает доверие, даже если в нем присутствуют очевидные натяжки и расхождения с правдой жизни, не слишком - вызывает сомнения даже там, где авторы как будто не выходят за границы строгой документальности. Наверное, Бунин не слишком лестно отзывался о Ленине. Так оно и было. И большевиков люто не любил, но фразы, вероятно, хорошо "пошедшие" бы в годы перестройки, тогда бы вызывавшие радость (и вызывавшие - просто забылся уже тот антибольшевистский энтузиазм), сегодня... не радуют. В смысле: "Жизнь Арсеньева" интереснее. Выхваченные из контекста реплики кажутся фальшивыми.

Нет желания искать недостатки в работах актеров, поскольку все они играют хорошо в меру таланта и - хорошо известных возможностей. Т а к они уже играли, и не раз. И это тоже мешает нашей зрительской доверчивости. Меня пытаются убедить, что это Бунин, к тому же незадолго до московской премьеры по телевизору Смирнов успел сказать, что такого Бунина в Карловых Варах приняли (хоть и не дали призов), а я вижу Андрея Смирнова, очень хорошего актера (и режиссера). То же, увы, и с Тюниной, и с Мироновым... "Неузнаваемость" Елены Морозовой проще всего объяснить скромностью ее киноопыта. Играет она хорошо.

Из того, что показалось удачным, назовем операторскую работу Юрия Клименко. И музыку Леонида Десятникова, уже награжденного в Сочи "за музыкальную гармонию в киноискусстве".

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
486
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
492
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
616
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
413

Другие новости