На ММКФ главными героями стали все же звезды отечественного кино. Клара Лучко в кадре.
Фото Петра Кассина (НГ-фото).
КАРТИНА Виталия Мельникова - единственный русский фильм в конкурсе. Лирическая тема вечной любви резким диссонансом прозвучала на довольно радикальном фестивальном пространстве. Такое ощущение, что на московском фестивале прорвался рог сексуального изобилия и буквально придавил своим содержимым бедного зрителя. И вдруг среди всей этой экранной вакханалии фильм, о котором когда-нибудь наверняка скажут: "Наше доброе старое кино". Собственно говоря, его уже сейчас можно назвать старым и добрым.
Фильм Виталия Мельникова снят абсолютно без каких-либо претензий на новаторство и откровение. В этой картине вы не увидите ни оригинального монтажа, ни суматошной камеры, ни неожиданных сюжетных концепций. Скорее всего можно расценивать работу Мельникова как сознательный реверанс в адрес добротного советского кинематографа. Традиция советской мелодрамы в лучших ее проявлениях. Да и сюжет таков, что в наше время легко может оставить равнодушным: жили были старик со старухой... Жили да помаленьку друг друга со свету сживали... Однажды старуха отправилась на рынок и повстречала там свою первую любовь. Любовь оказалась человеком потерянным и изрядно пьющим. Так вот подобрала она его, накормила, напоила, и нахлынули на нее прежние юношеские чувства. И стали они вспоминать детдом, где они росли вместе, и сетовать на то, как разлучила их судьба. Дальше следует традиционный конфликт между любовью и долгом. И мужа-писателя жалко, и первую любовь жалко, а жизнь свою ушедшую всего жальче. Не выдержала старуха и померла. Тогда муж пришел к любовнику, сели они вместе, и заиграл романс времен их юности: "Луной был полон сад..."
Могло получиться пошло. Но зритель заплакал. И потому что отвык от простых человеческих тем. И потому что избранный ретростиль Мельников выдержал тонко и искусно. Удивительно и то, что сценарий к фильму написала дебютантка, выпускница вгиковской мастерской Сергея Соловьева Юлия Дамскер. Совместными усилиями режиссер и сценарист удержали картину на грани трогательности и пошлости и не дали склониться в сторону второй. И это невозможно не оценить. Прибавьте к этому редкую в нашем современном кино добротность и замечательное актерское трио: Зинаида Шарко, Николай Волков и Лев Дуров. "Сейчас такое кино мало кто сумеет снять, это особый склад души нужен", - сказал один из кинокритиков на пресс-конференции. Конечно, можно обвинять режиссера в консерватизме, в ставке на актерское кино, в игнорировании актуальных тем. Но зачем? Зрительный зал с белеющими носовыми платками красноречивее наград жюри.
Простой фильм, без претензий. Как сказал продюсер Сергей Жигунов: "С нас и участия в конкурсе довольно", но на признание и любовь у широкой публики картина просто обречена. По тем же самым причинам, по которым скорее всего не получит фестивальных премий. Возможно, это просто нефестивальный фильм. Хорошо смотреть его дома зимой по телевизору с чашкой чая и печеньем "Юбилейное". Доброе старое кино.