0
1067
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Красота водевильного искусства

Тэги: фестиваль, театр


фестиваль, театр Прима Вахтанговского театра Юлия Борисова.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

ТЕАТР, как известно, начинается с вешалки. Но не в Америке: здесь гардероб явление редкое и необязательное - в стране Голливуда киноэкран не подразумевает общения сцены с залом, и правила театрального гостеприимства практически отсутствуют. Может быть, именно поэтому театр здесь, особенно драматический, оставляет желать много лучшего. В свою очередь, это не мешает американцам быть заядлыми театралами, особенно когда дело касается балета, потому, наверное, что его удаленность от жизни не уступает Голливуду.

На международный фестиваль Линкольн-Центра (главного комплекса исполнительного искусства в Нью-Йорке), проходящий с 11 по 30 июля, попасть было практически невозможно. Россия, представленная тремя труппами - Большого театра, Малого театра Санкт-Петербурга - Театра Европы и Театра имени Вахтангова, - шла нарасхват задолго до начала фестиваля. Точнее, нарасхват шел Большой (подробнее об этом - во вчерашнем номере "НГ").

Два же драматических спектакля - "Братья и сестры" Малого драматического театра - Театра Европы, поставленный Львом Додиным в 1985-м по роману Федора Абрамова "Пряслины", и "Без вины виноватые" Островского, сделанный Петром Фоменко в Театре имени Вахтангова в 1993-м, как и вообще русская драма (за исключением Чехова, конечно), показывались здесь впервые, и билеты разошлись скорее благодаря замечательным статьям в "Нью-Йорк Таймс" и престижу Линкольн-Центра, чем заслуженной славе театров.

Трудно представить себе более разные постановки, чем постановки Додина и Фоменко, как невозможно представить себе более разные миры, чем мир Островского и мир Абрамова - мир провинциального театра середины XIX века и русской деревни середины ХХ. Спектакль, играющийся в буфете ("Без вины виноватые"), и спектакль на сцене ("Братья и сестры"); спектакля театрального, безвременного, спектакля вообще и спектакля - во всяком случае, в свое время, в дни премьеры - идеологического, политического, на злобу дня. Даже пахли они по-разному, причем не метафорически, а вполне реально: Островский - тончайшими духами, благоухающими в уборной актрисы; Абрамов - вареным мясом, праздником для послевоенных крестьян. Но на фестивале Линкольн-Центра-2000 Лев Додин и Петр Фоменко прекрасно дополняли друг друга, поддержав репутацию Чехова, Станиславского, русского театра вообще.

"Братья и сестры", недавно отпраздновавшие свое 15-летие, стали сегодня своего рода памятником времени зарождающейся перестройки, естественно, потеряли политическую остроту, но зато приобрели историчность. Поэтому, как и тогда, в 80-х, теперь в Нью-Йорке, когда Александра (Светлана Гайтан), сестра больного раком Тимофея Лобанова (Владимир Захарьев), осеняет его крестом, напутствуя в госпиталь, сердце замирает от жалости, хотя крестным знамением, как и религиозностью, нас больше не удивишь. И председатель Лукашин (Михаил Самочко) - по-прежнему такой же настоящий мужик. От появления на сцене юродивого Юрки в лохмотьях (Игорь Скляр) так же мурашки пробегают по коже, и сестра честнейшего Михаила Пряслина (Петр Семак) Лизка (Наталья Акимова), радостно ожидающая свидания с городским стахановцем - трактористом Егоршей (Сергей Власов), так же трогательна, с той только разницей, что спустя 15 лет нам приходится больше полагаться на художественную условность театра - актеры, играющие молодых с премьерной увлеченностью, к сожалению, не стали моложе. Но не так уж это и важно, что художественная правдивость постановки в 2000-м в силу физических и исторических законов стала художественной условностью: без преувеличения можно сказать, что сегодня спектакль является великолепным монументом тому, что мы пережили, нашим страданиям и надеждам - не только коллективизации, войне, Сталину, социализму... но и перестройке, реформам, кризису 1998-го, Ельцину, ХХ веку в конце концов.

"Монументализм, реализм, настоящий театр!" - восхищалась "Нью-Йорк Таймс" несколько дней спустя, написав, что реализм Додина в "рассказанной истории искусно влияет на наше отношение к людям на сцене, по сравнению с жизнью которых наша собственная кажется нам нереальной".

Именно поэтому, наверное, аудитория была в основном русской: эмигранты, которые когда-то жили в стране Абрамова, Пряслиных, Додина... Благодарно аплодируя актерам после долгого представления, мы все с облегчением сознавали, что та эпоха прошла, что нам больше не нужно с жалостью или ужасом примерять героев Абрамова на себя и что "Братья и сестры" из политического манифеста превратились в историю, а идеология уступила место искусству.

Зрители "Без вины виноватых" отличались от "Братьев и сестер" так же, как и сам спектакль - светлый, легкий, театральный (и по исполнению, и по содержанию). Здесь было много американцев, даже знаменитых, таких, как известная поэтесса Сюзан Сонтаг. Были, конечно, и русские, тоже знаменитые - Михаил Барышников например.

Как в "Братьях и сестрах", актеры выходили в публику, но если в дилогии Додина они ее оттесняли, подавляя своей трагической реальностью, у Фоменко они играли с нами и вокруг нас, включая зрителей в театральное действо. Казалось бы, ничего особенного, особенно в Америке, где демократические границы всегда чуть-чуть размыты, но от Академического театра Вахтангова зрители этого просто не ожидали: заслуженные актеры, а ведут себя, как в молодежном театре, или... водевиле. Американская публика, практически незнакомая с этим жанром, в своем быстром развитии пропустившая некоторые культурные эпохи, оказывалась подходящей мишенью для снисходительных актерских реприз в свой адрес: "Много от нее ожидать не приходится", в свою очередь, приходя от такой фамильярности в восторг.

Особенно их восхитил Михаил Ульянов (Шмага) своей непринужденностью, мастерством и юмором. Кто-то заметил: "Какой замечательный комический актер!" На что я поспешила ответить, что в России он как раз больше известен как актер драматический и был когда-то особенно хорош в роли Ричарда III и председателя колхоза. Тогда мой собеседник с восторгом выдохнул: "Вот что значит шекспировский актер!" (шекспировскими здесь называют актеров классических, театральных, неголливудских, что, конечно, совсем не мешает им сниматься в фильмах). Впрочем, такие же восхищенные выдохи слышались и по поводу Людмилы Максаковой (Нина Павловна Коринкина), которую все тот же восторженный зритель назвал самой "cool" актрисой спектакля, Юрия Яковлева (Нил Стратоныч Дудыкин), Евгения Князева (Григорий Незнамов) и Аллы Казанской (Архиповна), единодушно признанной русской Сарой Бернар (вполне в духе спектакля, так как имя Сары Бернар то и дело упоминалось самими актерами на сцене).

В Америке, несмотря на обязательный профессионализм, мастерство и искусство - редкость, потому что "кассовые" произведения, как правило, рассчитаны не на то, что писатель, постановщик или актер хочет сказать, а на то, что зритель хочет услышать. Когда Иван (Анатолий Меньшиков) в конце первого действия с независимой заботливостью гостиничного слуги (и хорошего актера) объявил, что теперь мы можем отдохнуть и через 10 минут перейти в более удобную залу, перевод запоздал, и не понимающие по-русски просто-напросто оказались за гранью искусства. Одна из зрительниц, пока актеры в антракте пели романсы, настраивая нас на театральное волшебство, призналась, что она чувствует себя очень глупо, не зная русского языка.

Все три театра оправдали надежды фестиваля и публики. Более того, и "Братья и сестры", и "Без вины виноватые" превзошли эти надежды и (хоть и на короткое время - слава здесь длится не больше 15 минут; 15 лет для спектакля срок исключительный) стали "talk of the town", преподав полезный любому театру урок: чтобы быть хорошим, театр должен начинаться с вешалки даже в июле, когда тепло.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1364
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2270
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1364
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1443

Другие новости