Ирен Жакоб в главной роли (на пресс-конференции).
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
"ВЫКЛЮЧАЙ шарманку, - звонко скомандовала телережиссерша своему оператору, - включишь только, когда Она заговорит..."
Так началась пресс-конференция со съемочной группой французского фильма "Дело Маркореля" (спецпоказ ХХII ММКФ). Ирен Жакоб - безусловно, Она, кто бы с этим спорил, но за столом помимо Нее присутствовали режиссер фильма Серж Ле Перон, продюсер фильма Фредерик Сишле и исполнитель главной роли ни много ни мало сам Жан-Пьер Лео.
"Дело Маркореля" вполне сошло бы за ничем не примечательный французский детектив, если бы не участие двух суперзвезд французского кино. Некто Франсуа Маркорель (Жан-Пьер Лео), прокурор города "Ш", заходит в почти пустой кинозал, дабы в благостном одиночестве насладиться фильмом. Неожиданно сидящая рядом незнакомка начинает гладить его от колен и выше. Франсуа делает вид, что ничего не происходит, и тогда незнакомка плюхается ему на колени лицом вниз. Не выдержав эротического напряжения, Маркорель хватает ее за волосы┘ Выясняется, что девушка вовсе не созрела, а как раз наоборот. Героиня мертва, герой в панике убегает.
После эффектной и стремительной завязки сюжет резко буксует и больше не возрождается. Все сводится к подробному разжевыванию событий, предшествовавших злополучному киносеансу. Герой Лео знакомится с польской девушкой Агнешкой (Ирен Жакоб), та приводит его к себе домой, где ее поджидает невменяемый папаша с крепко заточенными кулаками. Маркорель влезает в семейный конфликт, убивает отца и уходит не попрощавшись. За содеянное преступление ему логично полагается наказание.
Пересказывать детективное кино - дело неблагодарное, скажу лишь, что дальше идет довольно сложная интрига, но распутывать ее скучновато. Художественное решение фильма тоже не вдохновляет. В таком стиле обычно снимают телесериалы - так прозрачно, чтобы и тупой понял, и умный выспался.
Поражает другое. Сколь велико должно быть ощущение собственной маргинальности, если на пресс-конференцию по случаю премьеры фестивальной картины завлекают именем французской дивы, не упомянув в пресс-релизе ни имени режиссера, ни имени любимца Годара и Трюффо.
Все ждали приезда Ирен Жакоб. Жана-Пьера Лео поначалу просто игнорировали, перепутав, вероятно, с Борисом Юханановым (надо заметить, что они и правда стали похожи). Но известный ниспровергатель фестивальных устоев быстро показал, кто в группе хозяин. На вопрос, адресованный режиссеру, о предыдущих документальных фильмах Лео ответил сам. Перехватив микрофон, он заявил, что никогда не снимался в документальном кино. Жакоб тактично уклонилась от ответа касательно любимых русских режиссеров (напомним, что она работала с Эльдаром Рязановым) и рассыпалась в комплиментах русской литературе.
В "Ударнике" на "Дело Маркореля" не собралось и четверти зала. Каково же было удивление этой небольшой кучки зрителей, когда вышедшая на сцену администраторша указала на группу людей, сиротливо ожидающих перед входными дверьми, и объявила, что это создатели фильма. Обрадованный таким вниманием режиссер собирался было взлететь на сцену, но его порыв пресекли плавным начальственным жестом. Ситуацию взорвал Жан-Пьер Лео, который на занавесе, конечно, не повис, но на сцену взбежал не дождавшись приглашения и резко экспроприировал у дамы микрофон.
Пока Ирен Жакоб стояла, склонив голову к дверному косяку, как усталая школьница, тот самый Лео, который с малолетства снимался у элитарных французских режиссеров, обратился к немногочисленной московской публике, увлеченной пивом: "Вас так мало, но это потому, что вы - элита". Он ошибся. Элиты в зале не было: пригласительных билетов в пресс-центре не хватило. Покинув сцену, съемочная группа скромно села в зал.
"Я приехала в Москву, чтобы поддержать ваш фестиваль", - искренне сказала Ирен Жакоб на пресс-конференции. Видимо, французской актрисе придется посетить не один киносеанс, чтобы выполнить свое обещание.