Возвращение коммунистического режима в фильме Винко Брешана "Маршал" (приз за лучшую режиссуру).
Кадр из фильма
В ЧЕХИИ, на берегу речушки Теплы, в городе-курорте Карловы Вары, завершился 35-й Международный кинофестиваль. К исходу последнего дня мало кто сомневался, что и здесь европейское, и особенно восточноевропейское, кино, традиционно пожинающее плоды предпочтений жюри, окажется потесненным коллегами из других частей света. В первую очередь, конечно, из Азии. Причины такого пока еще не очень привычного распределения ролей усматривали не столько в общей мировой тенденции, сколько в том, что председателем жюри нынешнего фестиваля был знаменитый иранский режиссер Аббас Киаростами, имеющий немалый авторитет не только в жюри, но и в мировом кинематографе в целом. Да и избрание его на эту роль, конечно же, было не случайным.
Впрочем, заочное присуждение "Хрустального глобуса" представителям "желтого континента" оказалось поспешным. Главная награда (для многих совершенно неожиданно) отошла бразильскому фильму "Я ты они" (именно так, без запятых) режиссера Андрюши Уэддингтона. Такое не характерное для бразильца имя будущий режиссер получил от мамы-украинки, настоявшей на этом имени в честь своих славянских корней. А актриса Регина Касе, сыгравшая в фильме главную роль, была признана лучшей актрисой Карловарского фестиваля. Фильм, безусловно, очень даже симпатичный и, скажем даже, - духоподъемный. Сюжет вкратце сводится к тому, что молодая женщина, живя с мужем, одного за другим рожает детей от разных других мужчин, обрекая их всех - нет, не подумайте, что на страдания, - на общее счастье. Все довольны, все друг друга любят, а особенно женщину, мать-героиню. Одним словом, картина - радость феминистки. Впрочем, ничего более про этот фильм не скажешь, и даже в самых смелых прогнозах имя Андрюши Уэддингтона не звучало.
Специальный приз жюри поделили "Большой зверь" Ежи Штура (Польша) и "Мятная карамель" Ли Чанг-Донга (Корея). Обе картины были наиболее вероятными претендентами на "Хрустальный глобус". Первая стопроцентно соответствовала духу Карловарского фестиваля, вторая отвечала требованиям политического расклада и, кроме того, просто хороша как художественное произведение. История нелепой жизни и нелепой смерти бывшего полицейского, а ныне - неудачливого бизнесмена сделана жестко и моментами, как показалось некоторым, излишне натуралистично: уж если полицейский, к примеру, избивает подследственного, то так, что зритель имеет возможность увидеть крупным планом все последствия экзекуции, - кровь, блевотину, вытекающие глаза и пр., о чем даже говорить неприятно. Однако подобный натурализм именно в конкретном случае не кажется излишним, его роль и место - вспомогательный материал для иллюстрации нелепости и жестокости - строго определены и ограничены.
Приз за лучшую мужскую роль получили два актера - Ян Харт, исполнитель одной из ролей в фильме "Абердин" Ганса Петера Моланда (Норвегия - Великобритания) и Хамид Фарохезад за роль в фильме Косро Синаи "Невеста огня" (Иран). Распределение призов за лучшие мужскую и женские роли большинство участников фестиваля разочаровало. При всей симпатии к Регине Касе конкуренция у нее была очень сильная. Например, датскую актрису Гиту Норби, исполнительницу главной роли в фильме Каспара Рострупа "Недалеко отсюда", можно назвать одним из самых ярких явлений фестиваля, по крайней мере по части актерского мастерства. А на слабоватый немецкий фильм "Некуда идти" ходили специально, чтобы посмотреть на актрису Ханнелор Эльснер, сыгравшую восточно-немецкую писательницу, чья карьера и жизнь рушатся после падения Берлинской стены. Да и мужчины, честно говоря, были и поярче, чем Ян Харт и Хамид Фарохезад, - Бернар Жиродо, например, во французском фильме "Дело вкуса" или Ингвар Сигурдссон из исландских "Ангелов Вселенной". Но если Жиродо, в общем-то, больше эксплуатировал привычный типаж - брутального интеллектуала, наделенного недюжинным обаянием, то игра Сигурдссона, мощная и нервная, заставляла почему-то вспомнить Достоевского.
Лучшим режиссером жюри признало хорвата Винко Брешана, отметив таким образом очень остроумную картину "Маршал" с элементами антиутопии - о временном возвращении на маленький хорватский островок коммунистического режима. Кстати, кино бывшей Югославии на фестивале было представлено достаточно широко (и, ко всеобщему удовольствию, замечено жюри), а кино Боснии-Герцеговины вообще шло отдельной программой, почти половину которой заняла ретроспектива Эмира Кустурицы.
Российское кино - "Дневник его жены" Алексея Учителя - на этот раз не получило ничего, даже утешительного приза вроде специального упоминания жюри, как "Ангелы Вселенной" и "Дело вкуса". Команда Учителя, как говорят, обиделась и не явилась ни на церемонию закрытия, ни даже на заключительный банкет.
Не обошлось, конечно, без призов за вклад в развитие мирового кинематографа, которые на сей раз получили менее известная в широких кругах великолепный чешский режиссер Вера Хитилова и любимец широкой публики испанец Карлос Саура, ставший благодаря своим сочным музыкальным фильмам классиком мирового кино.
В заключение надо заметить, что церемония закрытия проходила на фоне экрана, на котором, как и ожидалось, вертелись и летали голые дамы, то и дело подставляя камере аппетитные попки. Чуть позже к ним присоединились живые девушки, рассевшиеся по сцене и до конца вечера отвлекавшие внимание публики эротическими телодвижениями. Кому аплодировали больше - лауреатам или обнаженным музам, так и осталось невыясненным.
Карловы Вары-Москва