Бернар Жиродо (слева), исполнитель главной роли в фильме "Дело вкуса" - один из самых примечательных актеров фестиваля.
СЕГОДНЯ вечером гостей фестиваля ожидает простое зрелище. Перед тем как "Хрустальный глобус" окажется в чьих-то счастливых руках, на сцену живьем выйдут те самые голые девушки, что каждый день украшали своими телодвижениями экран перед началом фильма. Мужская часть фестивальной публики ждет вечера с нетерпением - еще светлы в памяти радостные минуты церемонии открытия, когда в зале зажегся свет и полтора десятка обнаженных нимф освятили эротическим танцем главную сцену фестиваля.
Впрочем, даже те, кто с замиранием сердца ждет появления трепетных женских тел, признаются в этом с неохотой. Разговоров о том, кому одна из "танцующих во тьме" передаст "Хрустальный глобус", в кулуарах гораздо больше. Кстати, о "Танцующей в темноте". Обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, нашумевший фильм Ларса фон Триера, в Карловых Варах вызвал гораздо меньше эмоций, чем полтора месяца назад на Лазурном берегу. То ли оттого, что страсти вокруг этого фильма вообще уже успели слегка улечься, то ли оттого, что он был показан вне конкурса, а значит, не участвовал в интриге, но супербурной реакции публики - от "гениально!" до "маразм!" - здесь не последовало. Поаплодировали изрядно, хотя многие, в отличие от каннских зрителей, ушли с середины.
Прогнозы относительно судьбы "Хрустального глобуса" вертятся вокруг "Большого зверя" Ежи Штура и "Ангелов Вселенной" Фредерика Тора Фридрикссона. Некоторые, правда, подозревают, что главную награду увезет во Францию Бернар Рапп, создатель эстетского психологического триллера "Дело вкуса". Что в этом фильме действительно примечательно, так это исполнитель главной роли - удачливого брутального бизнесмена - Бернар Жирадо, на сегодняшний день один из наиболее замечательных французских актеров. Кто не помнит или не знает этого актера, может увидеть его в последнем фильме Франсуа Озона "Капли на раскаленных камнях" - самом, пожалуй, скандальном фильме последних нескольких месяцев. "Капли", кстати, тоже привезли в Карловы Вары, показывали его в одно время с фон Триером, и, надо сказать, предпочтение многих колеблющихся было отдано Озону.
Конечно, любой фестиваль - это интрига, и предполагать, что фильм-победитель есть объективно лучший, по меньшей мере глупо. Однако практика Карловарского фестиваля показывает, что именно ему мировое кинематографическое сообщество отдало на откуп простоту и незатейливость. Глубокие социальные и личностные проблемы по большей части приберегаются для других фестивалей, покрупнее и "поснобистее" - Канны, Венеция, Берлин... Поэтому ничего удивительного не будет, если и "Дело вкуса", и один из самых сильных конкурсных фильмов "Ангелы Вселенной" утешатся скромными второстепенными призами, а главную награду увезет Ежи Штур с верблюдом.
В отличие от прошлого года в этом году Карловы Вары наконец-то включили в программу конкурс документальных фильмов. Того интереса, который в последнее время вызывает в мире документальное кино, здесь не наблюдалось. Что-то похожее на любопытство проклюнулось по отношению к канадской картине "Трава" Рона Манна. Во-первых, полузапретная тема - наркотики. Во-вторых, мощную рекламу фильму сделал знаменитый актер Вуди Харрельсон, выступивший продюсером картины. И хотя "Трава" побила местные рекорды по количеству показов (ее прокрутили пять раз, что для любого фестиваля очень много) и по отсутствию билетов на нее, осталось ощущение полной "загубленности" материала. Да, снят живо и ярко, да, попадаются интересные персонажи. Но этот фильм, возможно, стоит посмотреть лишь тем, кто уверен, что наркотики - это хорошо. Есть ли такие люди в здравом уме и твердой памяти - сомнительно.
Жаль, что Россия, давшая документальному кино несколько ярких имен - Сергей Дворцевой, Виталий Манский, Виктор Косаковский, прислала на конкурс фильм, который, кроме разочарования и сожаления о загубленном материале, никаких эмоций не вызвал. А ведь какой материал был! Режиссер картины "Красота, доброта, любота..." Светлана Зонова нашла где-то в Тверской губернии богом забытую деревушку, населенную странными персонажами: больной аутизмом мальчик, девочка-олигофренка с годовалой дочкой; немец, случайно оказавшийся на этом краю Ойкумены да так и оставшийся там и женившийся на местной красавице-умнице, опекающей олигофренов; две женщины, просто живущие тут и тоже опекающие и обожающие своих олигофренов; и, наконец, неизвестно как попавший сюда странный человек из Новой Зеландии, получающий ни с чем не сравнимое удовольствие от дойки коров. Да еще несколько мальчиков-девочек. Такая вот странная коммуна странных людей. Но режиссер, кажется, переоценила собственные силы, решив пойти по пути безкомментарийного фиксирования житья-бытья коммуны. Однако достичь какого-либо результата, как это превосходно получается у Дворцевого - казалось бы, просто ставит камеру и снимает, - не получилось. Авторы оказались во власти иллюзии простоты, решив, видимо, что успех Дворцевого и впрямь зиждется на отказе от авторской позиции и механической работе камеры, снимающей все подряд. И выигрышный материал провис, не заиграл. Жаль - уж что-что, а российское документальное кино без особых усилий могло бы прозвучать в Карловых Варах погромче любого западного.
Карловы Вары