0
1213
Газета Культура Интернет-версия

13.07.2000 00:00:00

Кто не обещает, тот не выигрывает

Тэги: музыка, филармония


музыка, филармония Дирижер Василий Синайский обречен в грядущем сезоне на самое пристальное внимание меломанов и критиков.
Фото ИТАР-ТАСС

САНИ готовят летом, и Московская государственная филармония заранее позаботилась об абонементах сезона 2000/2001, который будет юбилейным и для Большого зала консерватории (100 лет с момента открытия), и для Концертного зала имени Чайковского (60 лет аналогичному событию).

Межсезонье - самое время поразмышлять: проанализировать ушедшее и попытаться заглянуть в будущее. Однако как ни крути, мысли на ум приходят все те же, что и год назад (дабы не повторяться, см. "НГ" от 22.07.99). Никаких принципиальных изменений в характере и структуре абонементной системы не произошло - ничего лучшего цивилизованный мир пока не изобрел, и по такой системе продолжают существовать все филармонии (и оперные театры) во всем мире. В сущности система абонементов, если правильно ее воспринимать, есть не что иное, как приведенный в упорядоченное состояние годовой план - для удобства и наглядности в подаче информации. Суть проблемы в том, каким содержанием наполнить старые формы. И тут, к счастью (не исключено, что в связи с годовой давности приходом на пост директора Александра Безрукова), наблюдается некоторый позитивный сдвиг - более свеж и разнообразен репертуар, больше новых, незатертых имен, обещан ряд приятных возвращений, в частности, будет возобновлен симфонический абонемент Геннадия Рождественского. Судя по всему, можно надеяться, что в грядущем музыкальном сезоне на нас не обрушатся по разнарядке десять Реквиемов Моцарта и Верди и столько же Первых концертов Чайковского.

Как и всегда, главная ударная сила очередного сезона филармонии (МГФ) - абонементы наших симфонических коллективов. Правда, бросается в глаза отсутствие в абонементных буклетах Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева и Российского национального оркестра во главе с Владимиром Спиваковым - возможно, для таких раскрученных и финансово конвертируемых коллективов филармоническая опека могла бы стать не только творческой обузой. Короче говоря, БСО и РНО имеют свои собственные независимые абонементы, несколько отличающиеся по своим параметрам от общепринятых филармонических. И получается, что из оркестровых абонементов МГФ меломанов в наибольшей степени способен заинтриговать пятый - два цикла по пять концертов Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации. Два года внутри и вокруг "светлановского" оркестра бурлили шекспировские страсти, но вот, кажется, волевым усилием министра культуры Михаила Швыдкого поставлена точка (или отточие?) в изнурившей всех бесплодной борьбе великого маэстро и не менее амбициозного (но все хуже играющего) коллектива. Станет ли штиль, вроде бы установившийся с приходом в самом конце минувшего сезона нового главного дирижера Василия Синайского, прологом к продуктивной концертно-гастрольной деятельности чуть не погибшего оркестра, покажет надвигающийся сезон и абонемент # 5 в частности.

Два абонемента имеет любимое чадо МГФ - многострадальный (в плане перманентной текучки руководящих кадров) Московский филармонический оркестр под управлением живущего "на два мира" Юрия Симонова. 60-летию дирижера посвящена первая серия абонемента # 1 - маэстро проведет пять концертов в БЗК с весьма разнообразной программой и солистами Николаем Петровым, Виктором Третьяковым, Любовью Тимофеевой; в один из вечеров прозвучит Фантастическая симфония Берлиоза. Вторая серия Первого абонемента - "Русская дирижерская школа" - предусматривает пять концертов-приношений, посвященных выдающимся дирижерам прошлого (в память Мравинского за пульт встанет сам Симонов, глава второго филармонического оркестра Петербурга Александр Дмитриев посвятит свои гастроли Николаю Рабиновичу, Геннадий Проваторов, Павел Сорокин и Дмитрий Яблонский отдадут дань уважения соответственно Александру Гауку, Самуилу Самосуду и Сергею Кусевицкому); в качестве солистов в этих мемориальных концертах намечены Наум Штаркман, Валерий Кулешов и Николай Луганский. Второй абонемент оркестра МГФ из пяти концертов (# 30, в БЗК) - "Шедевры мировой музыки" - сосредоточен на сей раз на именах модернистов-неоклассиков Стравинского и Рихарда Штрауса; Первый фортепианный концерт Прокофьева и Второй концерт Равеля для левой руки приедет сыграть по приглашению Симонова Андрей Гаврилов, который бог весть сколько не был уже в родных пенатах как исполнитель.

Свои персональные абонементы и у оркестров второго ряда - под управлением Павла Когана, Вероники Дударовой, Владимира Зивы ("Памятные музыкальные даты" при поддержке "Nestle"). Без них картина столичной симфонической жизни выглядела бы нездоровой, ведь в искусстве нормальной можно считать, пожалуй, ту ситуацию, когда есть контекст и сравнительные ориентиры по разные стороны экватора. По-прежнему большое внимание вокально-симфоническим полотнам (по определению) уделяет Валерий Полянский во вверенной ему Симфонической капелле России. Более нестандартен репертуарный имидж оркестра Марка Горенштейна "Молодая Россия" (сочетание раритетов и шлягеров), и солисты здесь приглашены по принципу преемственности поколений - мастера плюс молодежь. Поклонникам Большого театра, если таковые еще уцелели среди уважающих себя меломанов, адресован абонемент симфонического оркестра ГАБТа под управлением Марка Эрмлера - возникают естественные вопросы: зачем нам Рахманинов не самого лучшего покроя или концертное исполнение "Набукко" Верди, в то время как этот спектакль уже будет идти на сцене театра? В необычайно активном темпоритме продолжает свою многоотраслевую деятельность Владимир Понькин: в его собственном именном абонементе (# 2) значатся и Высокая месса Баха, и беллиниевская "Норма" (еще немного терпенья, и мы узнаем, кто же она, новоявленная московская наследница Пасты и Каллас), и монографические вечера Брамса и Рахманинова, и забытые шедевры "конструктивистской" музыки ХХ века. Другой абонемент понькинского оркестра (# 34) посвящен "Маленьким шедеврам большой музыки" - общеобразовательно-дидактические комментарии главного филармонического музыковеда Жанны Дозорцевой опять буду тянуть нить к почившим в бозе Музыкальным вечерам для юношества.

"Гвоздем" симфонического сезона филармонии, безусловно, обещает стать абонемент из четырех концертов "Дирижирует Геннадий Рождественский". С оркестром МГФ Геннадий Николаевич покажет свою версию Фантастической симфонии Берлиоза и музыки балета Равеля "Дафнис и Хлоя", во втором концерте нас ждут скрябинская Поэма экстаза, Третья оркестровая сюита Чайковского и - впервые в Москве - Концерт Гии Канчели для скрипки и контртенора с оркестром. Еще два вечера маэстро проведет со своим детищем - Симфонической капеллой России. Помимо симфоний Гайдна, Прокофьева и Шостаковича, прозвучат кантата "Свитезянка" Римского-Корсакова, пять хоров Танеева-Рождественского на стихи Якова Полонского и оратория самого Геннадия Николаевича на слова Алексея Ремизова "Заповедное слово русскому народу" (мировая премьера).

Вполне гурманские абонементы подготовили камерные оркестры и ансамбли. Камерный оркестр России (бывший Баршаевский) под управлением благополучного американца Константина Орбеляна удовлетворит самые изысканные вкусы всех слушательских прослоек, но, приоткроем карты, самый дорогой сюрприз ждет поклонников вокала - с оркестром вновь выступит фееречиское колоратурное контральто, пани Эва Подлещ, это будет вечер барочной оперы (арии и увертюры Вивальди, Генделя и Глюка); кроме того, по инициативе Орбеляна Москву посетит одна из самых красивых вокальных пар северной столицы, солисты Мариинки Ольга Трифонова и Ильдар Абдразаков. Камерный оркестр Александра Рудина "Musica viva" продолжит свой эксклюзивный цикл "Премьеры": в следующем сезоне впервые в России будут озвучены Камерная симфония Шрекера и Виолончельный концерт Плейеля, впервые в Москве оживет музыка Осипа Козловского к драме Озерова "Фингал" и в последнем концерте цикла Дмитрий Ситковецкий впервые представит "Гольдберг-вариации" Баха в транскрипции для струнного состава. Женский оркестр Светланы Безродной по-прежнему разрывается между попсовым стилем и претензиями на элитарность: в их палитре соседствуют псевдосерьезные программы (к примеру, оркестровые прочтения "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" к 160-летию Чайковского) с откровенно стебными сейшнами (новогодние и первоапрельские тусовки а-ля "Голубой огонек", в которых намешан винегрет из оперных, опереточных, балетных, драматических и эстрадных артистов). Элегантно сформировала свой абонемент в Малом зале консерватории руководитель "Академии старинной музыки" Татьяна Гринденко: светская музыка Германии сменится виртуозами французского барокко, а под Новый год будет фантазия "Сон в летнюю ночь". Менее серьезно, несмотря на 20-летний юбилей (а может, более коммерчески) отнеслись к своему абонементу солисты ансамбля "Концертино", созданного Андреем Корсаковым, - три из абонементных концертов в МЗК не более чем коллажи из заигранных до дыр шлягеров (вопрос в том, что именно их-то больше всего и хочет слушать обычная публика, любящая больше узнавать знакомое старое, нежели познавать новое).

Абонементы Зала имени Чайковского выстроены по тематическому принципу. Их названия говорят сами за себя: "К 60-летию Концертного зала имени Чайковского", "Чайковский и русская музыка", "Бетховен и зарубежная музыка", "Музыка Вены", "Испания в музыке", "В зеркале уходящего тысячелетия", "Оперные шедевры". Вдохновитель театральных жанров на концертной эстраде - все тот же Владимир Понькин. Под его управлением Москва наконец-то догонит Петербург и Екатеринбург - впервые в наших палестинах прозвучит россиниевский шедевр "Золушка" (неужто у нас и доморощенная Чечилия Бартоли появилась?). Кроме того, в концертных вариантах ожидается повторение россиниевского же "Моисея" и оперетты Штрауса "Цыганский барон".

Что касается исполнительских персоналий, то в этом отношении сезон обещает казаться более насыщенным по сравнению с минувшим. Свои сольные абонементы у Элисо Вирсаладзе, только что увенчанной Госпремией, Николая Петрова, Эдуарда Грача, Виктора Пикайзена (продолжение цикла "Развитие скрипичного концерта") и Гарри Гродберга (просветительский цикл "Европейская органная музыка"). А в пианистической мозаике сезона, помимо уже упомянутых, внимание в разных меломанских кругах наверняка привлекут имена Григория Соколова, Владимира Крайнева, Владимира Виардо, Дмитрия Башкирова, Любови Тимофеевой, Станислава Иголинского, Владимира Овчинникова, Бориса Петрушанского, Бэллы Давидович и молодых Михаила Лидского, Александра Гиндина, Дениса Мацуева, Сергея Тарасова, Вадима Руденко и Александра Мельникова. Несколько беднее выглядят в абонементах колонны представителей других инструментальных цехов, за исключением, пожалуй, рыцарей органа со всего СНГ.

Значительное место в своих абонементах Зал имени Чайковского уделяет массовому искусству. Большой процент концертного времени отдан танцевальным коллективам (прежде всего "моисеевцам", "Березке", Красноярскому ансамблю танца Сибири), оркестрам русских народных инструментов, а также детским коллективам. Поклонникам джаза адресованы три абонемента: один в КЗЧ (ведущий Владимир Фейертаг) и два - Георгия Гараняна и Алексея Баташева - в БЗК.

Абонементы составляли и составляют основу деятельности Московской филармонии, но не исчерпывают ее. Солидную часть общего концертного вала занимают внеабонементные концерты, значительно расширяющие рамки филармонической афиши другими именами и названиями. Выгодность же абонементов по-прежнему актуальна и заключается в том, что, приобщаясь к высокому, вы имеете реальную возможность сэкономить свои деньги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2067
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1324
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
984
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1294

Другие новости