И.А. Акимов. Сатурн. 1805 г. Государственная Третьяковская галерея.
УСПЕХ, связанный с проведением выставок "Сергей Лобовиков - русский мастер художественной фотографии", "Екатерина Великая", "Хампельман и матрешка - деревянная игрушка из Германии и России", "Русская живопись эпохи бидермайера", вдохновил "Газпром" и германскую фирму "Винтерсхалл АГ" на поддержку еще одного российско-германского проекта. Это выставка "Рождение времени", которая проходила в Германии (Кассель) в декабре 1999 года, а сейчас переехала в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею.
История ее организации так же сложна, как и сама выставка. С одной стороны, несколько лет назад возникла идея к 2000 году сделать выставку под названием "Рубежи времени", которая должна была продемонстрировать восприятие столетий как определенных эпох в развитии культуры. С другой - подготовить экспозицию, которая бы показала историю отражения образа Девы Марии и христианского "года" в России. В результате получилась выставка "Рождение времени", подготовка к которой заняла целых полтора года. Ее соорганизаторами стали Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея и Государственные музеи Касселя. Ее цель - наглядно показать историю представлений, понятий и образов времени в культуре человечества и главное - привлечь внимание к корням сформировавшихся у нас понятий о времени.
Концепция выставки, написанная с чисто немецкой добротностью и дотошностью, напоминает скорее философский трактат. В ней "сумрачный немецкий гений" оперирует массой сложных понятий родной философии. При этом абстрактно-математическая или астрономическая хронология, то есть "учение об измерении времени, проявляя себя в той или иной мере в экспонатах, образует всего лишь фон экспозиции, которая являет собой прежде всего богатую иллюстрацию к исторической хронологии".
Поэтому здесь есть и всемирная история - от античности до наших дней, и различные народы - от древних египтян до современных европейцев, и самые разнообразные верования - от язычества до христианства, и бесконечно далекие друг от друга и во времени и в пространстве цивилизации - от Месопотамии до России, и Коперник с Галилеем и Кеплером, и Наполеон с Французской революцией, и электричество с телефоном, телеграфом, водоснабжением, утилизацией сточных вод, радио и центральным отоплением. И здесь же анализируется такой феномен, как "циклическое представление, исходящее из постоянного возобновления дня, года и эпохи, сочетающихся с линейным пониманием, в котором время суть процесс, имеющий некое начало и неизбежный скорый конец", а также делается попытка прояснить первоначальное значение слова "хронология". Единственное, о чем устроители выставки очень сожалеют, так это о том, что не удалось включить в концепцию субъективное восприятие времени, "то есть личностное ощущение процесса старения, смерти, слабеющей памяти и тоски по удаленным во времени событиям".
Поэтому и экспозиция разделена на много разделов: "Культ Луны и почитание Солнца", "Античность", "Народные обычаи в рамках года", "Цветы четырех времен года", "Христианство", "Церковный год", "Апокалипсис и Страшный суд", "Жизнь Богоматери", "Часы и время", "Календарь и его реформирование", "Первая обсерватория в Касселе", "Солнечные часы и астрономические инструменты", "Месяцы и времена года в Ренессансе и Барокко", "Символы времени в Ренессансе и Барокко", "Инструмент измерения времени как художественное произведение", "Начало XIX века", "Начало ХХ века", "Пространство, время и движение - принципы художественного творчества авангарда", "Изображение времени".
И на самом деле, есть, на что посмотреть. Кажется, здесь есть все - от Озириса в виде бога Луны (Египет, VII-IV в. до н.э.) до электрического чайника 1908 года, от подвески-лунницы (Х век) из Гнездово Смоленской области до картины Юрия Анненкова "Мечты провинциала" (1912 год). Причем это вещи, которые никогда и нигде вот так специально и не увидишь.
Например, Менн-Аттис на петухе из Пантикопея I века до н.э. - I века н.э. (Менн-Аттис - лунное фригийское божество) или же китайская чайница XVIII века с изображением цветущей вишни на фоне снега. Можно все узнать про календари, полюбовавшись на русский календарь-часы в виде сегмента круга с днями недели и названиями месяцев, который был сделан в XVII веке, а также узнать, как выглядели Святцы с Пасхалией в конце XVI века или Минея на сентябрь 1569 года., а заодно и греческий календарь с механическим устройством I века до н.э. Узнать, что вечные календари были в Аугсбурге уже в 1680 году, а на русском Севере XVIII века календарь изготавливали из мамонтовой кости.
Увидеть, как в России представляли Апокалипсис во второй половине XVI века и Страшный Суд в XVII (одноименные иконы), и окончательно убедиться, что в средневековой Европе в противоположность нынешним представлениям о конце света Апокалипсис представлялся как нечто преходящее, когда вслед за катастрофой, вызванной гневом Божиим, следует новый Иерусалим, то есть возрождение мира (гравюры на дереве "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера).
Увидеть, как выглядели алебастровые египетские водяные часы 1400 года до н.э. и римские солнечные часы I-II веков. Узнать, что механические часы впервые были сконструированы в конце XIII столетия и что до сих пор автор и место этого изобретения неизвестны, а заодно и поглядеть, например, на часы башенные с аллегорией Астрономии и Св. Марком, изготовленные в Германии во второй половине XVI века. И удивится, что уже около 1570 года в Европе можно было купить часы даже не просто карманные, но еще и с астролябией или, заехав в 1561 году в город Нюрнберг, приобрести складные солнечные часы из слоновой кости, столь необходимые в деловых поездках. А уже через пять лет там же продавались складные солнечные часы, но уже с картой Европы. А специально для тех, кто дня прожить не может без прогноза звездочета, в 1592 году Тобиас Фолькмер из Брауншвейга придумал часы солнечные экваториальные с астрологическими показателями. Можно также узнать, что в Риме в 1699 году Джузеппе Кампани изготовил ночные, или проекционные, часы, где время каким-то образом проецировалось через стеклянный циферблат.
Посмотреть на Небесный глобус из кассельской (между прочим, первой в Европе) обсерватории 1582-1586 годов и всякие разные хронометры, секстанты и прочие инструменты.
К выставке издан каталог и на русском, и на немецком языках. Немецкий - раз в пять больше русского.