Вечный любимец публики Николай Караченцов.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
МАЙ ДЛЯ культурной жизни Тбилиси прошел под знаком "Театральных дней Роберта Стуруа". Столичной публике показали два нашумевших московских спектакля - недавнюю премьеру "Шейлока" театра "Et сetera" и сатириконовского "Гамлета". В рамках "Театральных дней" Центр российской культуры в Грузии, воспользовавшийся приездом в Грузию исполнителей ролей Шейлока и Гамлета, организовал творческие вечера Александра Калягина и Константина Райкина, прошедшие в зале Русского драматического театра имени Александра Грибоедова. Ажиотаж вокруг двух московских артистов объяснялся не только эстетическим интересом. Здесь явно чувствовалась ностальгия. Для грузинской интеллигенции жизнь за пределами некогда общей культуры - не пустой звук. И предстоящему введению виз еще предстоит "укрепить" резервацию.
В конце июня Центр российской культуры преподнес тбилисцам еще один сюрприз - встречу с Николаем Караченцовым. Заядлые театралы помнили Караченцова по тбилисским гастролям Ленкома в спектакле "Юнона и Авось" в 1988 году. Подтянутый, энергичный, с привычно резкой пластикой, Караченцов с первых же минут обрушил на зал свою неукротимую энергию. Проявлялась она в разных жанрах - он читал стихи (кумиров своего поколения Рождественского и Евтушенко), пел песни, знакомые всем и совсем новые, удивлял профессиональным "стэпом" соло и в дуэте, а в финале выдал "колесо" - в знак собственной "вневозрастности".
Евтушенковская "Школа неисправимых", звучавшая в начале вечера, кажется, распространилась и на него. Это не был творческий вечер с задушевными беседами ни о чем, это была яростная демонстрация актерской самоотдачи. Зрители это оценили. Особенно в музыкальной части. Он рвал струны, голос и сердца. Причем певец сам комментировал, что и как надо петь. Например, "Август, сентябрь" - колыбельную для любимой, "надо шептать, желательно на ушко", а песню из мультипликационной пародии на "Трех мушкетеров" "нельзя петь и даже кричать - ее надо вопить". А потом, почти без перехода, тихий шепот "Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду". Все эти головокружительные виражи шли в концертной программе почти без пауз.
Караченцов порадовал и совсем новыми песнями на музыку Максима Дунаевского и стихи Ильи Резника. "Мы с композитором давно хотели записать свой собственный диск, но из-за моей беспросветной занятости все никак не могли. Наконец по совету Максима я украл из своего отпуска 25 дней, и мы уехали "в глушь", туда, где нас никто не мог достать - в Лос-Анжелес. Так появился диск "Моя маленькая леди", - поделился приятной новостью Караченцов.
Центр российской культуры в Грузии в сентябре планирует пригласить артиста со спектаклем "Сорри", и не одного, а с замечательной партнершей Инной Чуриковой. Кроме того, осенью Центр намеревается отметить 85-летие Георгия Александровича Товстоногова, для которого Тбилиси - начало начал. Здесь в 1938 году прошел его режиссерский дебют в "Детях Ванюшина". Кого из москвичей и питерцев удастся залучить на юбилей, пока неизвестно. Но ждать осеннего звездопада театральный Тбилиси будет с нетерпением.
Тбилиси