В УСАДЬБЕ Станиславского под Москвой, в мемориальном месте, где до сих пор показывают иву, у которой удил рыбу Антон Павлович Чехов, прошел Фестиваль молодой драматургии "Любимовка-2000". После 1997 года фестиваль не проводился - не было денег, но юбилейную (десять лет со дня основания) драматургическую Любимовку поддержали Институт "Открытое общество", Фонд Станиславского, Министерство культуры РФ, Ассоциация "Гранд" и Британский совет. О событиях первых двух дней - приезде Евгения Гришковца с новой пьесой, документальном спектакле о шахтерах "Угольный бассейн" кемеровского театра "Ложа", о хеппенинге Владимира Епифанцева и Олега Шишкина и мелодраме Елены Исаевой "НГ" уже писала (см. # от 24.06.2000). Что было дальше?
Радикальная черная драма "Пластилин" написана совсем недавно, но уже имеет свою историю. Учитель ее автора Василия Сигарева Николай Коляда аттестует пьесу своего протеже как "гениальную". В Щелыково на семинаре СТД, прошедшем прямо перед Любимовкой, актеры отказались разыгрывать эту "чернуху". На обсуждении героя пьесы называли "ублюдком" и предлагали расстрелять во чреве матери, а сам автор получил свой экземпляр пьесы с плевком на титульном листе. Во время формирования программы Любимовского фестиваля "Пластилин" вызывал у многих организаторов споры: нужна ли в основной любимовской программе эта, по выражению одного из руководителей, "уральская эсхатология"? Но любимовская толерантность торжествовала, и пьеса была показана.
Автор, 23-летний Василий Сигарев (Нижний Тагил), за два года написал 15 пьес. Предваряя в Любимовке представление "Пластилина", он сказал, что пьеса - история его младшего брата, жизнь которого сложилась трагически. Это своего рода миссия - рассказать о тех людях, которые жили рядом с ним.
...Максиму 14 лет. Он сирота, живет с больной бабушкой. Они очень бедны. В школе учительница травит Максима, придирается к нему, социальному аутсайдеру. Друг Леша, из обеспеченной семьи, то подбивает Максима на хулиганства и приключения, то трусливо исчезает в минуту опасности. Максима выгоняют из школы, любимая девушка оказывается мелочной стервой, у Максима идет кровь из носа, его мучают приступы головной боли, бабушка умирает, всюду грязь, кровь, блевотина и т.д... Мальчиков насилуют блатные... Максима убивают...
Драма "Пластилин" написана неприглаженным, "уличным" языком. Вопреки прогнозам, ее представление в Любимовке стало настоящим событием, во многом благодаря артистичной постановке Кирилла Серебренникова. Молодой ростовский режиссер после получения ТЭФИ успешно работает на телевидении, снимает сериал на НТВ, но в Любимовку попал впервые. Повесть о юности среди мрака и насилия была представлена им в жанре "апокрифического чтения" - жития юного художника (роль Максима сыграла Екатерина Шагалова), не сумевшего раскрыть миру свой талант... В аскетичном показе Серебренникова был занят лишь один профессиональный актер - Артем Смола. Вспомнилась короткая цитата из "Преступления и наказания", где Порфирий Петрович говорит, что в мастеровом Миколке, возможно, погиб Рафаэль или другой гений, о чем он сам и не догадывался...
Скромно была представлена пьеса дебютантки в драматургии Алены Нестериной "Где ваша сестра?". Пьеса молодого прозаика, порой излишне подробная и затянутая, была интересна неожиданными, близкими к средневековой мистерии ходами.
Училка Галя проживает в провинциальном городе будничную жизнь старой девы-обывательницы, замуж выходить боится, а родители, полностью контролирующие жизнь 30-летней дочери, настаивают на этом... В это время ее младшая сестра Лиза в параллельной реальности сражается в неизвестной стране в пампасах в партизанском отряде среди мужчин... Режиссер Сергей Гришин-Пантелейчук смог донести до зрителей все пародийные ходы этой истории.
Ольга Субботина дебютировала в Любимовке три года назад. И теперь она с яркой командой актеров (Елена Захарова, Владимир Скворцов, Артем Смола) представила две совершенно разные пьесы: "Утро ковбойца" Ксении Драгунской (26 ножевых ранений получил в конце пьесы председатель сельсовета) и "Сага мясокомбината (Не скучай, моя птичка)" дебютантки Натальи Богатовой (любовные грезы вязальщицы сосисок, волшебная крыса, остроумные разговоры рубщиков мяса, прячущийся солдат-дезертир, призрак леди Годивы и иной жизни и любви).
Екатерина Шагалова представляла короткие пьесы (свою и других авторов), которые впоследствии должны войти в клубный проект "Правда о городе М." (современные короткие пьесы играются в ночных московских клубах).
Мальчик встречает девушку... в психушке. Он - после попытки суицида, она - с нервным срывом. Любовь - от минут нежности до взаимных оскорблений, юмор, натянутые нервы, никакого пафоса, быстрый секс на ходу и сверхценность детских обид, свидетель этого всего - сумасшедший школьный учитель по фамилии Макаренко... узнаваемая современность, яркость и неповторимость обиды на жизнь, какая бывает только в ранней молодости... ("Собака Павлова" Екатерины Шагаловой).
Три девочки решают покончить с собой из-за любви к эстрадному певцу... И - делают это...( "Раздватри" Вадима Леванова из Тольятти).
Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский пьют горькую, выясняют, кто из них гений, и ждут Бориса Житкова, которого послали за водкой... Потом ловят на улице композитора Шаинского и избивают его ("Голубой вагон" Вячеслава Дурненкова из Тольятти).
Последняя миниатюра вызвала бурный восторг одной части зала и негодование другой. На обсуждении звучали обвинения в надругательстве над советской литературой... То же разделение аудитории сопровождало представление "Возбужденного маньяка" Олега Попова и Владимира Белоброва, пьесы, уже успевшей "засветиться" в коротком списке Антибукера.
Учитель пения Бруслим Магалаев получил однажды удар торшером по голове и стал возбужденным маньяком. Стоит ему съесть яйцо, в нем просыпается страшный Фреди. Он встречает в лесу девушку Машу... Но она сама - маньяк, стоит ей съесть мяса, она способна буквально на все... Режиссер Андрей Сычев с блестящей командой захаровского курса исполнил эту историю в жанре радиопьесы: сам режиссер отвечал за "шумы".
К этому же направлению отнесли многие выступавшие и пьесу "Половое покрытие" Олега и Владимира Пресняковых из Екатеринбурга.
Двое студентов снимают квартиру, делают в ней ремонт и находят под линолеумом труп... Черная фантасмагория в традициях обериутов, картина современного быта, смешные и острые диалоги, отвратительные и красочные детали, экзистенциальная тоска и молодая энергетика - все это "Половое покрытие" двух екатеринбуржцев... Удачно представила пьесу Наталья Шумилкина.
Молодые режиссеры явно интересуются пьесами своих современников. Студенты Леонида Хейфеца, Марка Захарова, Петра Фоменко, молодые мхатовцы представляли новые пьесы. Из Челябинска приехал только что созданный театр "Мастерская новой пьесы "Бабы". Режиссер Елена Калужских уже поставила Нину Садур и Михаила Угарова. В Любимовке они показали две работы.
Чтобы написать пьесу "Дворовая девчонка", молодой английский драматург Ребекка Причард год работала в женской тюрьме - вела семинар по литературному творчеству. Две юные арестантки, Мари и Бу, члены дворовой банды, рассказывают свою историю, ничего не скрывая... Пьеса "Дворовая девчонка" - история двух девочек, которых никак не защитило общество, но одновременно - это повесть о настоящей и верной дружбе.
Визитной карточкой "Баб" стал спектакль по пьесе "Тень дерева" Екатерины Нарши.
...Человек в комнате, Дерево за окном, Тень дерева в комнате, Любимый человек (который не любит), Нелюбимый человек ("Когда мы оформим наши отношения? - Когда мы оформим наши отношения, в графе отношения я напишу - я не люблю тебя"), любовь, одиночество, мир агрессивен.
Остается добавить, что приз "Открытие Любимовки" получил Василий Сигарев за пьесу "Пластилин". Организаторы (среди которых драматурги Михаил Рощин, Алексей Казанцев, Владимир Гуркин, Михаил Угаров, Ольга Михайлова и автор этих строк) верят в то, что пьесы, прозвучавшие на фестивале, будут опубликованы (журнал "Драматург", серия "Новая пьеса", любимовская серия...), поставлены в Центре драматургии и режиссуры, в молодежных ночных клубах... Конечно, все бывает, может, любимовские пьесы попадут и на традиционную сцену, войдут в репертуар театров. Театру, думается, это сейчас нужно больше, чем этим пьесам и этим драматургам.