В ПРОШЕДШИЕ десять июньских дней московская публика имела редкую возможность услышать почти все фортепианные сочинения Скрябина в самых разнообразных, порой неожиданных, трактовках.
Скрябин, который всего 15 лет прожил в XX веке, тем не менее многое в нем напророчил. В его поздних сочинениях слышали и позывные спутника, и дыхание ядерного реактора, и непредсказуемую работу человеческого подсознания.
Участники конкурса - каждый по-своему - открывали двери в мир Скрябина. Они чутко уловили его принадлежность к некоему соседнему с обыденным, параллельному пространству.
Самым драматичным был момент, когда из 18 участников второго тура в третий по условиям конкурса смогли пройти только шестеро. На этом рубеже закончили выступление Франческо Грильо из Италии, блеснувший в первом туре, но уже во втором выглядевший вялым, россияне Алексей Чернов, пленивший публику своей вдохновеннстью, Павел Домбровский, получивший по решению жюри "премию надежды", и Юрий Блинов из Белоруссии, запомнившийся исполнением Танеева.
В третьем туре лидировали опытные конкурсанты: Танел Йоаметс из Эстонии - глубокий мыслитель с прекрасным звуком, Сергей Соболев, отмеченный в итоге премией фонда "Новые имена" как самый юный лауреат и премией Скрябинского общества Америки "Памяти Фабиана Бауэрса за лучшее исполнение Сонаты # 5 Скрябина", японец Джун Накао с его "компьютерной графикой" в пассажах, "виртуальной" и одновременно чувственной лирикой и жесткой экспрессией и Петр Лаул, студент Санкт-Петербургской консерватории, который уже после исполнения первого произведения из программы третьего тура - ля-мажорной сонаты Шуберта - заслужил овацию зала своим истинно романтическим исполнением, а по окончании выступления публика вызывала его пять раз, уверенная, что приветствует победителя. Карен Корниенко (аспирант Московской консерватории) и Святослав Хитев (студент Академии музыки имени Гнесиных), утомленные марафонской дистанцией, ограничились простым "отыгрыванием" программы.
На следующем этапе жюри решило распрощаться с Йоаметсом. Член жюри Валерий Кастельский сказал: "Ему есть что сказать, но не хватает настоящего пианизма". Зато Наум Штаркман назвал его "одним из самых талантливых пианистов на этом конкурсе - самостоятельно мыслящим, имеющим собственное мнение". Ведь чистым пианизмом сейчас трудно кого-либо удивить. Ход этого конкурса в очередной раз показал - только те, у кого к совершенной технике приложен интеллект в сочетании с эмоциональным импульсом, получают благодарный отклик публики.
Публике очень не хватало Йоаметса на заключительном, четвертом туре, где лауреаты играли с оркестром (в конкурсе приняла участие Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского). Концерт для фортепиано с оркестром - раннее, романтическое творение Скрябина - как нельзя больше подходил к темпераменту Петра Лаула. Он уверенно вел за собой оркестр, ярко и очень естественно пришел к долгожданной победе. По словам председателя жюри, профессора Михаила Воскресенского, первая премия была присуждена ему единодушно. Джун Накао стал вторым. Третья премия досталась Сергею Соболеву, менее искушенному в конкурсных баталиях. Остальные три премии жюри распределило так: четвертая - Святослав Хитев, пятая - Танел Йоаметс, шестая - Карен Корниенко.
Теперь Петр Лаул совершит турне по США (включая выступление в Стейнвей-холле в Нью-Йорке), а также даст несколько концертов в Германии (организация гастролей входит в число специальных призов).