0
593
Газета Культура Интернет-версия

04.07.2000 00:00:00

Всюду жизнь


Ни один из бывших министров культуры так много и так часто не говорил об экономических вопросах, как Михаил Швыдкой.

Его шаги конца прошедшей недели - так сказать, публицистика в действии. Еще свежи те многочисленные газетные полосы, на которых развернулись два последних скандала, связанных с зарубежной выставочной деятельностью российских музеев: обвинения в продаже ценностей усадьбы в Павловске при помощи их вывоза на итальянскую экспозицию "Мир русской усадьбы" и сообщение о том, что родственники коллекционера Щукина хотят отобрать у Эрмитажа картину Матисса "Танец", якобы незаконно национализированную у мецената советской властью.

В пятницу Швыдкой подписывает соглашение с ведущими страховыми компаниями России. Российские музеи теперь хотя бы частично избавились от страха все за границей потерять. В соответствии с договором министерство обязывает российские организации, занимающиеся выставочной деятельностью за рубежом, требовать у принимающей стороны обязательного страхования ценностей из России.

Тендер на право представлять интересы России на зарубежном арт-рынке выиграли шесть страховых компаний. С ними был подписан Генеральный полис, обеспечивающий российским выставочным организациям "исключительно полную" страховую защиту.

По словам заместителя генерального директора "Ингосстраха" Егора Вишневского (это страховое общество имеет самый крупный "пакет обязательств", так как страхование большинства выставок в "бездоговорном" прошлом происходило именно этим агентом), Генеральный полис для всех шести компаний - не рекламная и не коммерческая сделка, а скорее "политическая, гражданская акция", призванная защитить права российского искусства за рубежом. Теперь и государство спокойно за экспортируемые на время шедевры, и деньги идут из-за границы да еще и в российскую казну через казначейства страховых компаний (одна из которых - "Ингосстрах" - полугосударственная).

В выходные последовало и еще одно "финансовое" заявление Михаила Швыдкого. Он предлагает создать фонд, куда ведущим российским деятелям культуры (читай: самым состоятельным налогоплательщикам в сфере культуры) будет предложено отчислять от 2 до 5% своих доходов, полученных от зарубежных гастролей и другой коммерческой деятельности. Министерство начало работу над созданием законодательной базы, обеспечившей бы фонду право на получение и распределение этих средств.

Контроль над зарубежной деятельностью российских деятелей культуры - поле действительно богатое и непочатое. В ситуации, когда зарубежные выезды стали не просто престижными, но и необходимыми для выживания (в их острой необходимости признавался даже сам Евгений Светланов, предпочитавший играть на Западе, нежели со своим уже бывшим оркестром в России, и вот вам еще одна "актуальность"!), налог на "гастрольную прибыль" выглядит широким государственным жестом и может серьезно пополнить пока виртуальный фонд, назначение которого еще стоит обсудить.

Две введенные меры по регуляции финансовых потоков, судя по замыслу государственных масштабов, должны охватывать весь процесс, но тем не менее на деле носят сугубо добровольный, рекомендательный характер. Не прибегая к помощи других ведомств, Министерство культуры сейчас и не способно на большее. Подконтрольными же акциями являются пока только те, в которых министерство - "под грифом".

Поэтому очевидно, что следующим шагом в улучшении ситуации может стать принятие закона о лицензировании выставочной и гастрольной деятельности, о котором так много в последнее время говорят. И вопрос тут в том, как будет "повернут" этот закон: он нужен и для того, чтобы исключить "хлестаковские" выезды, когда Россию и Запад заполоняют гастролеры-самозванцы, прикрывающиеся высокими именами "артистов из Москвы". И, как мы видим, для того, что нужно Министерству культуры в первую очередь: для сосредоточения информации в одних руках. В скором времени мы станем свидетелями того, куда будет крен: в сторону контроля качества или в сторону контроля количества. В последнем случае министерству точно не обойтись без помощи самых активных сегодня "ведомств".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
692
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
721
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1444
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2204

Другие новости