ЗАЛЫ Российской академии художеств приняли вид театральных сценических площадок. Пространство, где традиционно экспонировались живописные полотна, сегодня заполнено искусством, существующим в трехмерной среде в виде художественных объектов, фотоинсталляций и визуальной поэзии. "Арттироль-2000" - новейшее искусство центральной Австрии, пронизанное компьютерными образами и электронными технологиями, открыло новый диалог с русским классическим авангардом, указывая на самые радикальные традиции культуры уходящего XX столетия. В свою очередь Российская академия художеств, приютившая и поддержавшая в середине 20-х Казимира Малевича, художника, с чьим именем связаны почти все движения новейшего искусства, демонстрирует свою демократичность и готовность к общению с самым актуальным художественным сознанием Европы. На вернисаже, где присутствовали все "бессмертные", послом Австрии Францем Цеде эта открытость русской культуры была отмечена как вечно живая и фундаментальная традиция, а в выступлении представителя правительства земли Тироль Магдалены Херманн художественная жизнь Москвы получила очередное международное признание. Действительно, "Арттироль-2000" естественно вписывается в рамки европейских проектов, осуществляемых Германией, Францией и Англией в Москве в начале нового тысячелетия. Его реализация в залах Академии художеств придает самым актуальным формам искусства статус классических образов.
Идеи Казимира Малевича оживают в великолепном "тирольском квартете" - Хайнц Гаппмаир, Питер Коглер, Манфред Алоис Маир и Николаус Шлеттерер, утверждая универсальность современной визуальной культуры и ее способность к диалогу на любом уровне.
Текстовые композиции Хайнца Гаппмаира становятся своеобразным эпиграфом к проекту "Арттироль-2000". Они теряют свою конкретность и превращаются в парящие структуры, напоминая о важности слова как знака в современных коммуникациях и информационных системах. Их смысл входит в сознание, как улыбка чеширского кота из парадоксов "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла, провоцируя и формируя бесконечные отражения визуально-поэтической мифологии. Идеи древних культур мерцают в пространстве поэтических моделей Гаппмаира, восстанавливая актуальность завещаний египетских фараонов на внутренних стенках пирамид.
Искусственные формы технологической цивилизации (пластиковый шланг как пневматическая скульптура) теряют в образах Питера Коглера свою агрессивность. Они граничат с миром природных состояний, где город естественно переходит в "пластиковые джунгли", открывая поп-культуру как первозданность и новую естественную реальность современного человека.
Представитель австрийского концептуализма Манфред Алоис Маир специально для русского проекта выстраивает ряд, палитру цветовых взаимоотношений, существующих в рамках бытовой культуры. В этой концепции пигмент выявляется не в традиционных элементах живописи, а в цветовых структурах напитков: соков, кофе, чая, кефира, употребляемых москвичами в повседневной реальности. "Супрематизм Малевича живет вокруг нас", - утверждает Манфред Алоис Маир вместе с куратором проекта Вольфгангом Фальхом, рассматривающим все культурные диалоги как единый и непрерывный "супрематический" текст.
Точка зрения, позиция наблюдателя, вошедшая в систему нашего мировидения вместе с теорией относительности Эйнштейна, определяет фотореалии последнего участника проекта Николауса Шлеттерера. Его безграничные панорамы, как огромные смотровые площадки, расходящиеся веером из одной точки, трансформируются в сверхличные космические состояния, заставляя вспомнить опыты "расширенного смотрения" Михаила Матюшина, ближайшего друга и соратника Казимира Малевича. Магические миры Николауса Шлеттерера, как открывшаяся вечность, поворачиваются своими экранами, соединяя в своих образах величественный эпос "космических войн" и "скрытую" красоту нашей планеты.
Молодое поколение австрийских художников в проекте "Арттироль-2000" стремится выйти из границ прожитой и пережитой истории, понимаемой как "хронология", избирает путь пересмотра истории без хронологии "раньше и позже", а как целостность всех времен. Художественные стратегии в современной культуре непрерывно обновляются, возвращаясь к утраченным традициям и актуализируя новые проявления художественного сознания. Образ теряет свои чистые чувственные формы и обрастает комментариями. Проект "Арттироль-2000" моделирует эту радикальную ситуацию в современном искусстве, предлагая зрителю превратиться в непосредственного участника экспозиции, где соединяются в единый жест интуиция, культурная память и активность человеческого интеллекта. Экспозиция в залах Академии художеств - это критическое размышление о средствах и методах творчества, о процессе художественной мысли, об отношениях между искусством и странностями нашей реальности.