0
807
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2000 00:00:00

"Арттироль-2000" - современное искусство Австрии

Тэги: выставка, Австрия


ЗАЛЫ Российской академии художеств приняли вид театральных сценических площадок. Пространство, где традиционно экспонировались живописные полотна, сегодня заполнено искусством, существующим в трехмерной среде в виде художественных объектов, фотоинсталляций и визуальной поэзии. "Арттироль-2000" - новейшее искусство центральной Австрии, пронизанное компьютерными образами и электронными технологиями, открыло новый диалог с русским классическим авангардом, указывая на самые радикальные традиции культуры уходящего XX столетия. В свою очередь Российская академия художеств, приютившая и поддержавшая в середине 20-х Казимира Малевича, художника, с чьим именем связаны почти все движения новейшего искусства, демонстрирует свою демократичность и готовность к общению с самым актуальным художественным сознанием Европы. На вернисаже, где присутствовали все "бессмертные", послом Австрии Францем Цеде эта открытость русской культуры была отмечена как вечно живая и фундаментальная традиция, а в выступлении представителя правительства земли Тироль Магдалены Херманн художественная жизнь Москвы получила очередное международное признание. Действительно, "Арттироль-2000" естественно вписывается в рамки европейских проектов, осуществляемых Германией, Францией и Англией в Москве в начале нового тысячелетия. Его реализация в залах Академии художеств придает самым актуальным формам искусства статус классических образов.

Идеи Казимира Малевича оживают в великолепном "тирольском квартете" - Хайнц Гаппмаир, Питер Коглер, Манфред Алоис Маир и Николаус Шлеттерер, утверждая универсальность современной визуальной культуры и ее способность к диалогу на любом уровне.

Текстовые композиции Хайнца Гаппмаира становятся своеобразным эпиграфом к проекту "Арттироль-2000". Они теряют свою конкретность и превращаются в парящие структуры, напоминая о важности слова как знака в современных коммуникациях и информационных системах. Их смысл входит в сознание, как улыбка чеширского кота из парадоксов "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла, провоцируя и формируя бесконечные отражения визуально-поэтической мифологии. Идеи древних культур мерцают в пространстве поэтических моделей Гаппмаира, восстанавливая актуальность завещаний египетских фараонов на внутренних стенках пирамид.

Искусственные формы технологической цивилизации (пластиковый шланг как пневматическая скульптура) теряют в образах Питера Коглера свою агрессивность. Они граничат с миром природных состояний, где город естественно переходит в "пластиковые джунгли", открывая поп-культуру как первозданность и новую естественную реальность современного человека.

Представитель австрийского концептуализма Манфред Алоис Маир специально для русского проекта выстраивает ряд, палитру цветовых взаимоотношений, существующих в рамках бытовой культуры. В этой концепции пигмент выявляется не в традиционных элементах живописи, а в цветовых структурах напитков: соков, кофе, чая, кефира, употребляемых москвичами в повседневной реальности. "Супрематизм Малевича живет вокруг нас", - утверждает Манфред Алоис Маир вместе с куратором проекта Вольфгангом Фальхом, рассматривающим все культурные диалоги как единый и непрерывный "супрематический" текст.

Точка зрения, позиция наблюдателя, вошедшая в систему нашего мировидения вместе с теорией относительности Эйнштейна, определяет фотореалии последнего участника проекта Николауса Шлеттерера. Его безграничные панорамы, как огромные смотровые площадки, расходящиеся веером из одной точки, трансформируются в сверхличные космические состояния, заставляя вспомнить опыты "расширенного смотрения" Михаила Матюшина, ближайшего друга и соратника Казимира Малевича. Магические миры Николауса Шлеттерера, как открывшаяся вечность, поворачиваются своими экранами, соединяя в своих образах величественный эпос "космических войн" и "скрытую" красоту нашей планеты.

Молодое поколение австрийских художников в проекте "Арттироль-2000" стремится выйти из границ прожитой и пережитой истории, понимаемой как "хронология", избирает путь пересмотра истории без хронологии "раньше и позже", а как целостность всех времен. Художественные стратегии в современной культуре непрерывно обновляются, возвращаясь к утраченным традициям и актуализируя новые проявления художественного сознания. Образ теряет свои чистые чувственные формы и обрастает комментариями. Проект "Арттироль-2000" моделирует эту радикальную ситуацию в современном искусстве, предлагая зрителю превратиться в непосредственного участника экспозиции, где соединяются в единый жест интуиция, культурная память и активность человеческого интеллекта. Экспозиция в залах Академии художеств - это критическое размышление о средствах и методах творчества, о процессе художественной мысли, об отношениях между искусством и странностями нашей реальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1681
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3631
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2687
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2191

Другие новости